Ребенок пошел в садик — адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

В этой статье:

  • Переход из садика в садик
  • Повторная адаптация

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкампринимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкампрактически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения.

Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной.

Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкампитания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места.

Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо.

Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом.

Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкампроходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать».

Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения.

Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми.

Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком.

Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкаммомент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее. Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкамсправиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкамтоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно.

Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу.

Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкамразвлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно. Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-novom-kollektive.html

Ошибки, которые допускают родители и воспитатели на этапе адаптации ребёнка к детскому саду

Многие мамы с нетерпением ждут того момента, когда их чадо пойдёт в детский сад, чтобы скорее выйти на работу. Другие же стремятся определить ребёнка в детский коллектив, чтобы он приобрёл навыки социализации, всесторонне развивался.

И тем и другим хочется, чтобы кроха спокойно воспринял эту перемену в своей жизни, поладил с воспитателями и другими детками, по утрам шёл в садик с радостью.

Читайте также:  Как выбрать памперсы для новорожденных детей и какой подгузник лучше

Однако порой родители и сотрудники ДОУ ведут себя не совсем правильно, совершают досадные ошибки, которые мешают адаптации крохи к новым условиям.

Некоторые мамы заранее рисуют ребёнку идиллическую картину пребывания в садике (море игрушек, развлечения и прогулки с утра до вечера). Естественно, доверчивый малыш настраивается на всё это, а затем сталкивается с «суровой» реальностью.

Противоположный вариант — взрослые, наоборот, пугают садиком за непослушание («Вот скоро пойдёшь в детский сад — там воспитатели не будут терпеть такое поведение!»).

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Иногда родители изначально запугивают ребёнка садиком, обещают, что там у него не получится баловаться так, как дома

Иногда, когда малыша уже начал ходить в садик, мама при ребёнке позволяет себе высказывать негатив в адрес сотрудников ДОУ («Не повезло нам с воспитательницей!»).

Лучшая позиция в данном случае — осознанная необходимость. Рассказывать о садике нужно честно, без негатива и чрезмерного восторга. Можно почитать малышу рассказы и стихотворения о детском саде, показать картинки.

Исчезновение мамы — грубейшая ошибка воспитателей

Когда кроха впервые приходит в ДОУ, чаще всего он заинтересован и смело отходит от мамы, увлечённый детьми и новыми игрушками. И та, часто по совету воспитателя или нянечки, тихонечко убегает, чтобы не «спугнуть» своё чадо, даже не попрощавшись с ним, не сказав, когда придёт.

Естественно, малыш очень быстро обнаруживает мамино исчезновение, его охватывает тревога, паника, страшные предположения («А вдруг мама больше никогда не придёт, вдруг она меня бросила!»).

Для крохи это равносильно тому, что потеряться в гипермаркете.

После таких «хитростей» ребёнок, наоборот, надолго «прилипнет» к родному человеку, будет бояться упустить маму из виду (само слово «садик» долгое время может вызывать плач, а то и истерику).

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Когда мама исчезает, не попрощавшись, малыша охватывает страх, паника — ему кажется, что его бросили здесь навсегда

Поэтому никогда не нужно уходить незаметно — это нечестно по отношению к ребёнку. Лучше всё ему объяснить и спокойно попрощаться («Мне нужно идти на работу, чтобы зарабатывать денежки тебе на игрушки, как только освобожусь, я тебе сразу заберу»).

Очень важно, чтобы до сада у малыша был опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

Долгие проводы — лишние слёзы

Это противоположная крайность. Мамы, которым, как правило, никуда не нужно спешить, устраивают в раздевалке многоминутные прощания с объятиями, поцелуями, обеспокоенным выражением лица. Такое поведение вызывает у малыша подозрения: что-то здесь не так, «дело нечисто».

Рекомендации будут такими же, как и в предыдущем пункте. И очень важно — спокойный тон, уверенность в себе, улыбка на лице.

Долгое пребывание в детском саду в период адаптации

Отдельные родители полагают, что приучать малыша к садику нужно не постепенно, а сразу оставлять его там на целый день. Мол, так он быстрее привыкнет к новой обстановке, воспитателю, детям. На самом деле такая тактика ошибочна. Ведь кроха попадает в совершенно новые условия, это нагрузка для его психики, а её нужно щадить.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Ребёнка, не приученного к садику, недопустимо сразу же оставлять там на целый день

Психологи советуют выбирать именно плавное приучение. Вначале ребёнка оставляют в садике всего на пару часов, затем на полдня, после забрать кроху можно сразу после тихого часа, а потом уже и оставить на целый день. Каждый из указанных этапов может занимать разное время — какое точно, подскажет самочувствие малыша и мамина интуиция.

Неправильный домашний режим дня

Некоторые семьи не уделяют большого внимания режиму дня ребёнка. И когда он начинает ходить в ДОУ, появляются проблемы. Например, малыш привык ложиться спать вместе со взрослыми после 22.00. Конечно же, ему будет очень сложно подняться в 7, а то и 6 часов утра. В садике он будет сонным, раздражительным.

Поэтому чтобы облегчить своему чаду адаптацию, нужно заблаговременно перевести его на правильный режим, в том числе и в выходные дни.

Быстрые сборы, или спим до последнего

В принципе, эта ошибка — следствие предыдущей. Сердобольная мама до последнего оттягивает момент пробуждения малыша, чтобы он лучше выспался. В результате его будят буквально за 5 минут до выхода из дома.

В результате получаются нервные сборы, родители раздражаются, нет времени уделить ребёнку ласку и нежность. Кроха только и слышит: «Одевайся быстрее!», «Бежим, а то опоздаем в садик!».

В садик ребёнок приходит с испорченным настроением, равно как и мама.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Если ребёнка будят в последний момент, всей семье обеспечено нервное утро, а малышу испорченное настроение в садике

Просыпаться в садик нужно заранее. Пусть малыш понежится в постели, можно сделать ему массаж, погладить головку, поцеловать его и пр. На дорогу также нужно оставить достаточно времени, что полюбоваться деревьями, небом, птичками и пр. В итоге ребёнок будет бодрым, в хорошем настроении.

Несистематичное посещение

Обычно это бывает, когда мама не работает или есть бабушка, всегда готовая посидеть с малышом. Один день детский сад пропускается потому, что очень хочется спать, в другой раз просто лень идти, потом будет дождливая погода и пр. Дети же быстро понимают такие вещи и начинают манипулировать, идти на хитрости («хочу спать», «болит головка (ножка, пальчик)» и пр.).

Вывод: посещение ДОУ должно быть систематичным. Нужно объяснить ребёнку, что это его работа, ходить в садик нужно каждый день (как, например, папа ходит на службу).

Очень часто дети оказываются не приучены к садовскому питанию. Есть те, кого до 2–3 лет кормят пюре из баночек, растворимыми кашками и пр. В результате у ребёнка почти не развит жевательный навык, а в детском саду ему сразу предлагают запеканку, котлету, гуляш и пр. Опять-таки у малыша слёзы (его заставляют всё это есть), а воспитатели и няня раздражены.

Ещё один момент — некоторые дети дома приучены есть только у телевизора (под мультик), или в процессе приёма пищи мама разрешает расхаживать по комнате. Конечно же, в ДОУ будут неизбежны проблемы с адаптацией.

Ещё одна головная боль воспитателей — малыши, которые привыкли засыпать только с укачиванием.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Некоторых детей до 2–3 лет кормят протёртой пищей, конечно же, садовская еда вызывает у них протест

Поэтому задача родителей — опять-таки заранее подготовить кроху к новым условиям и требованиям.

Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого

Бывает, что мама рано выходит на работу, а малыша к садику приучает няня, которая давно с ним сидит или бабушка, которой только в радость понянчиться с любимым внуком (родители же настаивают на социализации ребёнка). В обоих случаях провожающие в садик могут быть не заинтересованы в адаптации: няне не хочется терять работу, а бабушка желает заботиться о внуке сама.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Некоторым бабушкам только в радость сидеть с внуком или внучкой, а родители зачем-то определяют малыша в детский сад

Вывод: приучать к садику ребёнка желательно само́й маме, ведь это очень ответственный этап в жизни крохи.

В период подготовки к детскому саду и во время привыкания к нему родители часто совершают массу ошибок. В отдельных случаях их подталкивают к этому сами сотрудники ДОУ. Между тем от успешной адаптации зависит дальнейшее пребывание ребёнка в дошкольном учреждении. И от взрослых зависит, будет ли он ходить туда с радостью или с унылым видом.

Источник: https://melkie.net/vospitanie-detej/oshibki-adaptacii-v-detskom-sadu.html

Адаптация в саду: как пережить

Вот и настал тот волнительный момент, когда малыш отправляется первый раз в детский сад. Волнуются все: и мама, и малыш, и папа, и бабушки…. И даже если ребенок летит в детский садик с удовольствием, то это не значит, что он избежит адаптации к садику – без этого, к сожалению, никуда. Рано или поздно она его настигнет. Но вы уже будете знать, что со всем этим делать.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду

1. Расставание с мамой

Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша. Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.

2. Смена настроения

Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь.

Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:

  • сокращаем шумные игры
  • убираем телевизор и просмотр мультиков
  • сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий

3. Регресс

Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии.

Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет.

Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.

4. Режим посещения

Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.

Читайте также:  Как научить ребенка пить из поильника и в каком возрасте нужен поильник

Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.

  • Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
  • Шаг 3: присоединяют прогулку.
  • Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
  • Шаг 5: оставляют на обед.
  • Шаг 6: оставляют на дневной сон.

Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.

Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.

Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи — это веский повод обратиться за консультацией к психологу.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Секреты успешной адаптации:

  • Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
  • Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад. Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
  • Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
  • Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике. Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
  • Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
  • Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
  • Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.

Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Чего ни в коем случае делать нельзя?

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании в садике или дома при одном упоминании о необходимости идти в сад!
  • Нельзя пугать детским садом.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, а на самом деле заберете его только вечером.

Иногда достаточно сменить группы или воспитателя, и малыш начинает любить детский сад.

Внимательно выбирайте человека, в чью группу будет ходить ваш кроха.

Адаптация в детском саду период тяжелый и для малыша, и для мамы. Как сделать его максимально простым для ребенка мы разобрались, а о том, как пережить адаптацию в садике маме, мы поговорим в следующий раз.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/adaptatsiya-v-sadu-kak-perezhit/

Адаптация ребенка в детском саду, социальная адаптация

Эмоциональный портрет ребенка в период адаптации

Отрицательные эмоции

Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного.

Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу.

Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.

Страх

Отрицательным эмоциям обычно сопутствует страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.

Гнев

У ребенка на фоне стресса иногда проявляется гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.

Положительные эмоции

Первые дни адаптация в детском саду или школе обычно проходят без проявления положительных эмоций: новая обстановка его попросту пугает, поэтому малыш часто из задорного весельчака превращается в крайне закрытого, немногословного и порой плаксивого ребенка. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее на его лице вновь появится улыбка.

Социальные контакты

Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество.

Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве».

Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.

Познавательная деятельность

На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.

Речь

В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Рассказать малышу о новом режиме дня

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам Для адаптации в детском саду важно дать ребенку понять, что воспитатель – «добрая тётя». Обращайтесь к воспитателю вежливо и доброжелательно.

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к детскому саду, расскажите ему о режиме дня, который надо соблюдать. Объясните, что нужно слушаться воспитательницу, не отказываться от еды и дневного сна, даже если хочется поиграть или погулять. Не пугайте сына или дочку рассказами о наказаниях, лучше настройте его на то, как интересно будет в детском саду. Объясните, что малышей в группе много, поэтому воспитательница не сможет быстро реагировать на все просьбы.

Познакомить малыша с новыми условиями

В течение первого месяца приводите ребенка в детский сад только на 1-2 часа, например на время прогулки. Когда малыш немного привыкнет, оставляйте его в группе на полдня.

Если адаптация ребенка в детском саду проходит нормально, можно посещать его в обычном режиме.

Некоторые малыши не сразу привыкают к детскому саду, в этом случае родителям стоит поговорить с воспитателями и подобрать индивидуальный график.

Ограничить количество требований дома

В период, когда происходит адаптация в детском саду, постарайтесь временно ограничить дома количество запретов, ведь малыш и так постоянно с ними сталкивается, когда находится под присмотром воспитателей.

Разрешите ребенку побегать, поиграть с любимыми игрушками, немного покапризничать. За день у малыша накапливается много положительных и отрицательных эмоций, справиться с которыми он пока не в состоянии.

Это нормальное явление для детей дошкольного возраста.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Развивать познавательную мотивацию

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к школе, постарайтесь развить у него интерес к учебе.

Расскажите, что уже скоро он сможет сам прочитать любимую сказку или подписать открытку бабушке, узнает много нового о животных, природе и разных странах.

Школа должна быть привлекательна для ребенка по понятным ему причинам, поэтому не стоит использовать сложные абстрактные аргументы, например «учеба поможет тебе вырасти умным».

Поддерживать ребенка

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам Адаптация первоклассников к школе невозможна без помощи родителей: проявляйте интерес к школе, классу ребенка. Слушайте его.

Разделяйте вместе с малышом первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к школе. Как можно чаще хвалите первоклассника за любое достижение – от правильно собранного портфеля до «пятерки» за контрольную работу. Если Вас огорчают поступки малыша, спокойно скажите ему об этом в корректной форме. К примеру, подойдет фраза «мне неприятно слышать, что в школе не довольны твоим поведением». Для ребенка в этом возрасте крайне важно мнение взрослых, поэтому он обязательно прислушается к Вашим словам.

Проводить больше времени с ребенком

В период адаптации ребенка к школе чаще разговаривайте с первоклашкой, спрашивайте, как складываются отношения с учителями и одноклассниками. В выходные сходите с малышом в цирк, в театр или на выставку, а в будни старайтесь проявлять как можно больше ласки и заботы.

Придерживаться режима дня

Продумайте распорядок дня малыша, ведь планировать свое время самостоятельно школа научит его не сразу. Повторение одних и тех же событий дает ощущение спокойствия и стабильности, а изменения могут привести к стрессу. Со временем соблюдение режима станет привычкой, и малыша не нужно будет каждый раз усаживать за выполнение домашней работы, заданной в школе.

Адаптация ребенка к школе всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Чтобы малышу было проще пережить период привыкания к изменениям в его жизни, стоит подобрать безопасный и эффективный успокаивающий препарат, положительно влияющий на внимание и усидчивость.

Астеновегетативный синдром при адаптации детей к новому коллективу

Астеновегетативный синдром – это достаточно распространенное явление у детей различных возрастов. Причиной его развития может стать любое нервное перенапряжение, в том числе во время адаптации ребенка к детскому саду или школе. Этот синдром сопровождается вегетативными нарушениями: снижение давления, учащенное сердцебиение.

Часто наблюдается непереносимость шума или яркого света, потеря аппетита, мышечная боль, расстройство сна, головная боль у детей . Ребенок становится раздражительным и плаксивым, у него может подняться температура. Следствием астеновегетативного синдрома может быть снижение концентрации внимания, памяти и интеллектуальной деятельности.

Все эти неприятные проявления могут значительно затруднить процесс адаптации малыша к детскому саду или школе.

Как Тенотен Детский помогает справиться с кризисом адаптации

Препарат разработан и создан по особой технологии специально для детского возраста. Тенотен Детский успокаивает, снимает тревогу, нервозность и раздражительность, которые часто наблюдаются у малышей в период адаптации к саду или школе.

Читайте также:  Зачем делают манту детям и нужно ли делать пробу каждый год

В отличие от многих других средств, препарат можно давать ребенку с 3 лет, в том числе и при астеническом синдроме. В работах Е. В. Михайловой и М. Ю.

Галактионовой* было доказано, что курс лечения данным средством приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса.

Исследователи подтвердили, что Тенотен Детский улучшает настроение, успокаивает, устраняет основные признаки астении (хронической усталости), способствует снижению капризности и раздражительности, за счет чего адаптация ребенка в детском саду или школе протекает более легко и спокойно.

Тенотен Детский поможет ребенку быстрее приспособиться к школьной жизни!

*Михайлова Е. В. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний / Е. В. Михайлова, Т. С. Ильичева// Лечащий врач. — 2009. — № 8. — С. 68—71.

*Галактионова М. Ю. Эффективность использования препарата «Тенотен детский» при лечении синдрома вегетативных дисфункций у детей и подростков / М. Ю. Галактионова, И. Р. Пан // Педиатрия. —2010. — Т. 89, № 1. — С. 18—22.

Ребенок vs. детский сад – как мы все-таки привыкли

Сегодня пошла четвертая неделя, как Степка ходит в сад всерьез – на целый день. Пожалуй, последний месяц я нервничала не меньше, чем после выписки из роддома.

А ведь готовиться-то к торжественному вручению сына воспитателям я начала еще полгода назад… Зато теперь могу открыть настоящую школу молодого бойца для мам, выходящих из декрета.

Попробую собраться с мыслями и рассказать по порядку, как это было.

Итак, исходные данные: имеется ребенок-двухлетка, который умеет самостоятельно обращаться с ложкой, в развитии не отстает, характер имеет общительный, а иногда и буйный (весь в меня!).

Я решила делать все по уму: в первый день повела в сад знакомиться с воспитателями и группой. Сначала все было гладко: вместе посмотрели, как детки гуляют и играют, поздоровались с нянечками.

Вроде Степан заинтересовался, но уже минут через 20 начал капризничать, потом какой-то не в меру резвый ребенок цапнул приглянувшуюся ему машинку – тут уже сразу рев, поэтому пришлось идти из сада домой.

Это было в понедельник, потом еще пару дней мы туда ходили вместе в «тестовом режиме», а к четвергу я решила, что пора уже хотя бы час-два провести в детском саду без мамы. С собой взяли старого боевого друга, плюшевого енота, собрались с духом – и вперед. Ребенок явно подвоха не ждал, каждый день же вместе ходили, поэтому на выходе из дома капризов особо не было.

А тут я помахала ручкой, посмотрела, как он пошел в группу, и ушла. Не успела еще выйти из здания – уже донесся знакомый плач. Когда я вернулась, такого рева уже не было, хныкал, но держался. Кстати, воспитатели в саду вам в любом случае будут говорить, что все прошло отлично. Я нашей звонила, та отвечает ровным голосом, что все хорошо, а на заднем плане все тот же плач.

На следующей день пошли все прелести адаптации: никуда не пойду, одеваться не хочу и все в таком духе… Пока пыталась его собрать, даже умудрился укусить меня.

В саду вцепился в мою юбку, еле оторвали, сходу начал кидаться игрушками, кого-то даже толкнул… Дальше все знаю со слов очевидцев (воспитателей).

Итак, Степа где-то час плакал, потом сходил на прогулку и, видимо, от перенапряжения, дома у нас с режимом не ладилось, очень хорошо уснул, но на обеде ничего почти не ел. В два я забрала его из сада – и снова слезы, капризы и совершенно ужасное настроение у нас обоих.

Следующие несколько дней я с ребенком просто мучилась. Плач в саду, плач дома, катание по полу, истерики и плохой сон – это если вкратце. Ругать я его не стала, наоборот, прижимала и успокаивала – но безрезультатно все было. На всякий случай сходили к неврологу.

Врач «утешил», что еще как минимум неделю Степан будет привыкать, и это еще норма. Порекомендовал таблетки, которые помогут нервную систему разгрузить и быстрее адаптироваться (детский тенотен). Еще посоветовали мне от малыша многого не требовать и быть с ним помягче.

Облегчение пришло как раз к началу третьей недели. Я наконец-то смогла со Степкой нормально разговаривать, до этого при одном слове «сад» начиналась истерика.

Обсуждали, как прошел день, он мне на своем языке односложно пытался что-то рассказать (с речью у нас пока все не очень ровно – еще просто рано ему). Заметно, что в целом в садике ему нравится.

Ну вот, сейчас вроде все нормально, я свято верю, что теперь до самой школы все будет относительно терпимо. Хотя нам еще предстоит кризис трех лет, но ничего, справимся.

Источник: https://tenoten-deti.ru/articles/adaptatsiya-detey-k-kollektivu/

4 правила для быстрой адаптации к детскому саду

Ребенок пошел в садик - адаптация малыша к коллективу и новым порядкам

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.

1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад

Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду.

И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет.

На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.

2. Знакомьтесь с детским садом правильно

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Первые недели в саду

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.

  • Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:
  • 1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;
  • 2-3 неделя — ребёнок остается на сон;
  • 3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.
  • В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.

Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей.

Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе.

Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти.

Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин).

И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.

Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.

Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал

Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.

Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

4.Как правильно забирать из детского сада

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.

Источник: https://mel.fm/blog/mariya6/24635-4-pravila-dlya-bystroy-adaptatsii-k-detskomu-sadu

Ссылка на основную публикацию