Обучение чтению детей 4 5 лет — этапы освоения навыка

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко.

На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно.

Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика.

Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л.

Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама».

Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить.

И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире.

А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы.

А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно.

Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова.

Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.

  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Еще про чтение смотрите и читайте:

  • Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать
  • Игры развивающие память и навыки чтения
  • Скорочтение — зачем и как?
  • Игры на развитие внимания у ребенка
  • Приятного обучения и игр!
  • С теплом,
  • Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/effektivnye-i-prostye-metodiki-obucheniya-chteniyu.html

С чего начинается обучение чтению? подготовительный этап

15.02.2012

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыкаС чего начинается обучение чтению? Многие  думают, что с изучения букв. И ошибаются.  Изучение букв —  это далеко не первый этап в обучении чтению.

Для успешного обучения чтению совершенно недостаточно желания родителей. Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и функции головного мозга, которые и станут основой чтения. Поэтому  обучение чтению надо начинать с подготовительного,  добуквенного,  периода.

  • В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:
  • фонематического слуха  (различение звуков речи на слух),
  • зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство  предметов и знаков),
  • развитии  артикуляции (правильное и четкое произношение),
  • развитии  речи ребенка (умение говорить  предложениями, согласовывать слова между собой,  выражать свою мысль предложением, а не одним словом).
Читайте также:  Купание ребенка в 2 месяца: как часто и как правильно купать малыша

Нельзя перескакивать через подготовительный этап,  если вы хотите избежать проблем при обучении чтению.  К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыкаЕсли ребенку 2-3 года. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат.  Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста  значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.

Если ребенку 4-5 лет. В это время у ребенка уже начинает формироваться умение анализировать  свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове  отдельные звуки.

  Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданную букву, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове).

Совершенно нет необходимости знакомить ребенка с гласными и согласными звуками, делать звуковой анализ слов – все это ребенок научится делать в школе. Ваша цель – научить читать. А читать можно совершенно спокойно, и без знания  о разделении звуков на согласные и гласные.

В этот период  надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.

Если ребенку 6-7 лет. Это наиболее благоприятный  период для обучения чтению традиционным звуковым способом.

В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.

  Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса.

Хочу  напомнить, что не все то — золото, что блестит. Далеко не всегда раннее обучение чтению  приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, не на умения соседских детей, а на возможности самого ребенка.

 Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие  ребенка надо проводить в игре.

Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать  без проблем.

Более подробное описание  этапов  подготовительного периода обучения чтению  читайте в следующих статьях.

А пока предлагаю посмотреть мультик «Откуда берутся дети» . Классный мультик. Сразу понятно, почему наши дети такие непослушные.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/ychim/s-chego-nachinaetse.html

Фонетическая методика обучения чтению дошкольника

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

  • как в них разобраться;
  • что предпочесть;
  • какой вариант подходит именно вашему ребёнку.

А может, традиционная методика обучения чтению дошкольников, основанная на звуковом анализе речи, всё же лучшее, что доступно сегодня дошкольной педагогике?

Друзья, мы не предлагаем готовых ответов, но по мере наших сил знакомим вас с разными концепциями развивающих занятий для детей 3–7 лет. И очередную публикацию на сайте НИИ «Эврика» мы посвятили фонетическому (звуковому) методу обучения чтению.

Этапы обучения чтению фонетическим способом

При звуковом методе обучения дошкольника чтению важно соблюдать очерёдность основных этапов. Чтобы при минимальных усилиях добиться максимального эффекта, важно к каждому новому этапу переходить лишь после того, как предыдущая ступенька будет освоена на «отлично».

Этап 1. Развитие фонематического слуха

Прежде всего необходимо научить ребёнка слышать и различать в человеческой речи отдельные звуки.

Заниматься этим можно и даже нужно уже с рождения малыша. Пойте ему простые колыбельные, читайте потешки, рассказывайте сказки для самых маленьких. Разговаривайте с младенцем каждый раз, как только представится такая возможность. Кстати, о том, как правильно разговаривать с крохой, мы писали в статье «3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком».

По мере взросления карапуза привлекайте для развития фонематического слуха специальные игры, в которых от маленького игрока требуется специальным образом реагировать на заданные звуки: фиксировать их, дифференцировать, подбирать слова по определённым звуковым критериям.

Этап 2. Изучение букв

После изучения многообразия звуков родной речи ребёнку предстоит познакомиться с символами, которые используются для обозначения этих звуков на письме. На этом этапе вы можете изучать буквы по алфавиту или вразброс (начиная с более простых гласных звуков).

Важно отметить, что поколение современных родителей, как и их предшественники, сначала изучали название букв, а потом узнавали, какие звуки можно записать с помощью этих букв.

Например:

  • «Б» — буква «бэ», обозначает твёрдый звук «б» или мягкий звук «б’». Может использоваться для обозначения глухой пары «п» и «п’».

Сейчас специалисты рекомендуют не путать ребёнка, называя вместо букв звуки: «Б» — это «б», а не «бэ» и т.д. Усвоив связь между звуком и символом для его написания, ребёнок сможет позже выучить алфавит по буквам. А вот выработав привычку называть буквы, а не звуки, он может столкнуться со сложностями на следующем этапе, когда знакомые буквы надо будет собирать в слоги.

Учить буквам можно уже в возрасте 2–3 лет. Разумеется, использовать для этого подходящие по возрасту развивающие игры.

Этап 3. Чтение по слогам

Когда ребёнок будет с лёгкостью узнавать буквы не только в его любимой азбуке или на развивающих карточках, но и в любом печатном тексте, будь то афиша спектакля в детском театре, вывеска магазина или объявление в газете, можно переходить на новую ступеньку. Теперь предстоит научиться складывать отдельные буквы в слоги.

Порой эта задача оказывается для малыша очень сложной. В таком случае не торопите кроху. Особенно если вы начали учить ребёнка читать в 4–5 лет или даже раньше.

Если слоги никак не сдаются, оставьте пока учение чтению, уделив больше внимания развитию мышления.

Когда мыслительные процессы малыша достигнут необходимого уровня осознанности, вы удивитесь, с какой лёгкостью непокорённые прежде слоги сложатся в единую картинку, а за ними покорится и полноценное чтение первых детских текстов.

Слоги удобно изучать по букварю (особой популярностью у современных родителей и педагогов пользуется букварь Жуковой) или при помощи специальных тренажёров, адаптированных для ребёнка дошкольного возраста.

Этап 4. Чтение слов, предложений, текстов

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

Не нагружайте едва освоившего чтение по слогам малыша объёмными рассказами с обилием сложных предложений и непонятных слов. Лучше всего читать маленькие отрывки из букваря или приобрести сборники книг для первого чтения. После чтения вслух просите ребёнка пересказать прочитанное своими словами. Задавайте ему вопросы по прочитанному. Обсуждайте, какую мысль автор произведения хотел донести до читателя.

Фонетическая методика обучения чтению: достоинства и недостатки

Преимущества:

  1. Именно таким способом учились читать многие мамы и папы, а потому им будет проще реализовать принципы фонетического способа при обучении чтению своих чад в домашних условиях.
  2. Обучение чтению в первом классе осуществляется фонетическим методом, а потому ребёнку будет понятно, как выполнять задания учителя.

    Первоклассник будет демонстрировать хорошие навыки фонематического анализа слов, что поможет ему заслужить репутацию успешного ученика.

  3. Развивая фонематический слух, дошкольники учатся не только слышать, но и произносить звуки правильно, а это, в свою очередь, помогает им эффективно избавляться от дефектов речи.

  4. Чтобы учить ребёнка чтению «по старинке», не надо вкладывать финансы и время в приобретение специализированных дидактических материалов. При желании вы можете купить или изготовить самостоятельно пособия для изучения букв, но базовый набор (азбука и букварь) есть практически в каждом доме.

  5. Звуковой метод многократно проверен на практике, а его результативность не вызывает сомнений. Вероятно, это не самый простой способ научить ребёнка читать, но он точно работает.

Недостатки:

  1. Звуковой метод требует терпения и определённых усилий. Он не рассчитан на то, что ребёнок научится читать за пару занятий.

  2. Необходимо заниматься с ребёнком регулярно и систематически: изучать звуки и буквы, читать слоги, вдумчиво выбирать тексты для самостоятельного чтения.
  3. Первое время техника чтения будет доминировать над пониманием текста.

    Вам придётся отдельно работать над тем, чтобы научить ребёнка читать и понимать прочитанное.

Итак, подведём итоги

  1. Обучение чтению звуковым методом подразумевает 4 обязательных этапа.
  2. На каждом этапе необходимо добиваться стойкого положительного результата.
  3. Заниматься с дошкольником чтением надо регулярно и систематически.
  4. Не ждите результатов немедленно и не торопите события. Позвольте малышу овладевать этим важным навыком в комфортном для него темпе.
  5. Учите пересказывать прочитанные тексты. Помните: важна не только техника, но и осмысленность чтения.

Источник: http://nii-evrika.ru/foneticheskaya-metodika-obucheniya-chteniyu-doshkolnika/

Знания, нужные каждому родителю перед обучением чтению малыша

Обучение чтению детей 4 5 лет - этапы освоения навыка

Еще лет 20 назад на вопрос: «Как научить читать?» — был совсем однозначный ответ: все знали, что обучение ребенка этому важному навыку начинается с букваря. Заходя в книжный магазин, можно удивиться огромному количеству книг и методик для обучения детей чтению: буквари, кубики, мягкие буквы, карточки и многие другие виды наглядного материала.

Выбор методики обучения становится сложным для родителя. И в зависимости от того, насколько родитель понимает, как и когда необходимо обучать ребенка зависит и успех этого дела.

Последовательность действий родителей для обучения ребенка чтению

  1. Определение необходимости начала обучения. Родители должны провести анализ того, готов ли их ребенок приступить к обучению. Если вы хотите научить читать ребенка от 1 до 5 лет, то сначала посмотрите, насколько он сможет усвоить этот навык.

    Возможно, перед началом обучения нужно будет провести дополнительную работу, чтобы это обучение было в радость. Иной подход, если вы хотите обучить чтению ребенка 6-ти лет, который готовится к школе. В этом случае, анализ поможет вам определить, какая методика или подход наиболее вам подходит.

  2. Выбор методики по возрасту.

    На каждом методическом пособии и книге, по которому предлагают обучать малыша есть указание возраста детей для обучения. Выбирать нужно тот вид обучения, который непосредственно рассчитан на возраст вашего ребенка, чтобы ему было легко и нескучно.

    Конечно, для некоторых методик указанно, что возраст не имеет значения, но в таком случае, если методика подходит и годовалому ребенку и 5 летнему дошколенку, стоит посмотреть на нее глазами вашего ребенка: заинтересует ли она его.

  3. Следование правилам обучения и терпение.

    Процесс обучения чтению ребенка — долгий и кропотливый процесс, к которому родителям нужно быть готовым: и чем меньше ребенок по возрасту, тем больше времени нужно затратить.

    Для обучения чтению действуют те же временные ограничения по продолжительности занятия, как и для всех остальных видов: 5-10 минут для начала и до 30 минут для возраста 4-5 лет. Также стоит отметить тот факт, чем меньше возраст ребенка, которого учат чтению тем больше времени он будет обучаться. То, что 2-3 летний ребенок будет учить полгода, 5-6 летний ребенок осилит за месяц.

Как определить, что ребенок готов начать обучение чтению?

Некоторые психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что к обучению чтению нужно приступать после того, как у ребенка сформируются следующие навыки:

  • Ребенок разговаривает предложениями и может составить цельный рассказ о событии или пересказать содержание какого-либо сюжета;
  • Ребенок слышит и распознает звуки. Развитие фонематического слуха является основой для успешного освоения навыка чтения;
  • У ребенка чистое произношение. В случае, если у ребенка существуют особенности с произношением, которые требуют работы с логопедом необходимо повременить с обучением чтению до полного исправления особенности;
  • Ребенок не путает лево и право, полностью ориентируется в пространстве.

Противоположного мнения придерживаются разработчики ряда популярных методик по обучению чтению, такие как Глен Доман, Николай Зайцев и др., которые популяризируют мнение о том, что после трех лет обучать чтению уже поздно. Различные методики направлены на то, чтобы обучать ребенка в одно время с обучением разговорной речи.

Кто прав в этом споре, рассудит время, проводить сравнительный анализ пока трудно. Решение о том, когда обучать ребенка чтению принимают сами родители, опираясь на собственное видение ситуации.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для каждого возрастного отрезка детей до 7-ми лет есть свои особенности познания и восприятия мира, что нужно учитывать при анализе готовности ребенка к обучению чтению. Но, так как каждый ребенок индивидуален, то эти особенности могут быть в разной степени выделены для конкретного ребенка.

Давайте посмотрим на то, каким образом характеризуют различные периоды психологи и педагоги.

2-3 года – это возраст, когда ребенок начинает по-другому смотреть на окружающий мир. В его жизнь врываются новые цвета, формы, звуки. Именно в этом возрасте ребенок еще достаточно непосредственно будет реагировать на все свои ошибки, будет пытаться их исправить, следуя за своей природной любознательностью.

Ребенок в 2-3 года раскрывается для полноценного общения со взрослыми и готов впитывать все, что они предложат ему. Но буквы в этом возрасте чаще всего представляются чем-то непонятным и скучным. Донести суть этого навыка малышу достаточно сложно. Обучение в данном возрасте целесообразно начинать только в том случае, если ребенок сам интересуется книгами и буквами.

4-5 лет – возраст, когда ребенок уже не просто изучает мир, а начинает его анализировать. Интерес к свойствам предметов, попытки изменения окружающего мира воздействием.

Именно в возрасте 4-5 лет ребенок может начинать осваивать чтение не только механически, но и понимая написанное. Если малыш проявляет интерес к книгам и буквам, то это самое время начинать небольшие занятия по 5-10 минут.

Легкая, непринуждённая игровая обстановка позволит преподнести и открыть перед ребенком волшебный мир книг.

6-7 лет. Именно этот возраст считается оптимальным для изучения ребенком навыка чтения. По мнению психологов, именно в возрасте 6-7 лет происходит активное развитие восприятия, памяти и внимания. Именно в этом возрасте у ребенка появляется осознанное желание учиться. Появляется возможность воспринимать знания в организованной форме.

Эти возрастные рамки выделяют физиологи, психологи и педагоги, но они являются лишь усредненными показателями, которые могут подходить ребенку не в полной мере.

Каждый ребенок индивидуален и обладает своей скоростью развития и познания мира. Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов, то вы можете попробовать. Но, если вы столкнётесь с полным отсутствием внимания и желания изучать буквы и чтение у ребенка до 5-ти лет, то не нужно его заставлять, лучше отложить этот процесс.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Игор
  • Как научить ребенка читать

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/chitat/kak-nauchit-chitat/

Организация процесса обучения чтению детей среднего дошкольного возраста

Процесс освоения навыков звукового анализа слова осуществляется переход ко второму этапу обучения чтению, на котором звук необходимо «материализовать». «Материализация» возможна с помощью графического знака — буквы.

Работать с буквой, с одной стороны, несколько проще, чем со звуком, т.к. она визуально воспринимается, с нею можно действовать. С другой стороны, запомнить и узнать букву сложнее, чем звук, т.к.

необходимо выделить и сопоставить 2 признака: звучание и форму.

В основу последовательности изучения букв положены два критерия. Первый из них — частота употребления данной буквы. Поскольку ребенку необходимо сразу видеть смысл своей деятельности, понять смысл существования букв, нужно обеспечить возможность чтения слов с каждой изучаемой буквой. Например, уже на втором занятии, изучив всего 2 буквы (А и У), дети

Порядок введения букв указан в табл. 4. могут прочесть 4 слова: А, У, АУ, УА, а выучив дополнительно еще две буквы (М и П), дети способны прочитать еще три слова (МАМА, ПАПА, ПУМА).

Важно, что в этом случае детям виден смысл своей деятельности, они могут продемонстрировать результаты работы взрослым и показать свои знания сверстникам, что, несомненно, способствует повышению самооценки ребенка.

Таким образом, смысл изучения букв становится им ясен.

Второй критерий определения последовательности изучения букв -сложность артикуляции звука, поскольку для того, чтобы прочитать букву, следует произнести обозначаемый ею звук. Порядок усвоения звуковой стороны языка в зависимости от сложности артикуляции того или иного звука заимствован у Н.С. Жуковой.

Знакомство с буквой происходит в следующем порядке.

1) Формирование навыков кодирования и декодирования, т.е. обозначение фонемы графемой и наоборот — озвучивание буквы. Отношение звука к букве объясняется детям с помощью такой ассоциации: буква — это «фотография», изображение звука.

При предъявлении буквы произносится только звук, который она обозначает. Алфавитное название буквы не следует сообщать детям в целях предотвращения сложностей при слиянии букв в слог. Допустимы следующие формулировки: «У звуков [м], [м ] буква выглядит вот так….

» или «Эту букву можно прочитать [м] или [м»].

Для того, чтобы на первоначальном этапе обучения чтению ребенку было легче соотнести букву и звук и понять механизм чтения, буквы окрашиваются в какой-либо условный цвет, соответствующий определенной характеристике звука.

В большинстве букварей принято такое обозначение звука цветом: гласный звук — красный, согласный твердый — синий, согласный мягкий -зеленый.

Такую же цветовую дифференциацию для того, чтобы детям в последствии не пришлось менять усвоенные образы.

Как и при усвоении понятий, характеризующих звук, следует «одушевить» буквы, чтобы ребенок мог с ними действовать. Например: «Буква гласная голосисто поет, она певица, модница, яркое красное платье носит. Согласная буква сама петь не умеет: голоса у нее нет, но согласна петь вместе с голосистыми гласными, поэтому согласной называется.

Согласная буква может синий костюм надевать, если в гости к буквам А, О, У, Э, Ы идет. Когда с ними вместе поет, то твердый звук произносит. А если в гости к буквам Я, Е, Ё, И, Ю пойдет, то зеленый костюм надевает. Когда вместе с ними поет, то мягкий звук произносит».

При подобном «одушевлении» условных обозначений дети постигают консонантизм русского языка, что является необходимым условием формирования навыков слияния двух букв в слог.

2) После знакомства с буквами, выяснения отношений буквы и звука, детям предлагается ряд упражнений, обеспечивающих узнавание и запоминание буквенного знака.

Для восприятия и дальнейшего воспроизведения формы знака необходимо разделить сложную составную форму на простейшие элементы — эталоны формы; проговорить вместе с детьми, сколько палочек и полукругов нужно взять, чтобы сконструировать такую букву; как расположить элементы относительно друг друга.

Затем необходимо проделать ряд упражнений для запоминания буквы, подключить различные виды памяти: зрительную, ассоциативную, тактильную, кинестетическую. В частности, активизируя ассоциативную память, можно предложить детям найти сходство буквы с каким-либо предметом или дорисовать букву так, чтобы она была на что-нибудь похожа.

Для подключения возможностей тактильной памяти предлагается определить букву, выполненную объемно, на ощупь. В качестве материала можно использовать магнитную азбуку, барельефы, выполненные из пластилина и другого материала, а также карточки с буквами, сделанные из гладких материалов и наклеенные на шероховатую поверхность и др.

Педагог может предложить детям нарисовать букву в воздухе при помощи крупных телодвижений. При этом дается такая инструкция: «Напиши в воздухе огромную, выше твоего роста, букву». Можно также попросить ребенка «протоптать дорожку», по форме напоминающую изучаемую букву или изобразить букву с помощью определенной позы («Встань так, чтобы ты был похож на эту букву»).

Для лучшего запоминания буквы можно вылепить ее форму из пластилина, согнуть из проволоки, вырезать из бумаги, выложить из спичек. Поможет в этом и игра «Найди букву» (дети ищут названную ведущим букву среди хаотично расположенных графических знаков; выигрывает тот, кто первый дотронется до карточки с нужной буквой).

Подобные игры и упражнения способствуют активизации кинестетической и зрительной памяти.

Источник: https://studwood.ru/1073041/pedagogika/organizatsiya_protsessa_obucheniya_chteniyu_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta

3.Основные ступени формирования навыка чтения. Качества полноценного навыка чтения

Чтение
является сложным психофизиологическим
процессом, который осуществляется
деятельностью различных анализаторов
(зрительного, речедвигательного,
речеслухового), различных мозговых
систем.

Чтение
начинается со зрительного восприятия,
различения и узнавания букв. На основе
зрительных процессов происходит
соотнесение букв с соответствующими
звуками, осуществляется звуковое
воспроизведение зрительного образа
слова, его прочтение. И, наконец, на
основе соотнесения звуковой формы слова
с его значением происходит понимание
прочитанного.

Таким
образом, в процессе чтения условно можно
выделить две стороны: техническую и
смысловую.

Техническая
сторона процесса чтения включает
узнавание букв, соотнесение зрительного
образа написанного слова с его звуковой
формой и слитное произнесение слога и
слова. Смысловая сторона процесса чтения
представляет собой основную его цель.

Между этими сторонами процесса чтения
существует тесная, неразрывная связь.
Правильное понимание читаемого
предопределяется точностью зрительного
восприятия, речеслухового и кинестетического
образа слова.

С другой стороны, процесс
зрительного восприятия испытывает на
себе влияние смыслового содержания
прочитанного.

В
процессе чтения взрослого человека
осознаётся лишь смысл читаемого. Однако
те психофизиологические операции,
которые предшествуют этому, осуществляются
как бы сами собой, автоматически,
неосознанно.

Вместе с тем эти
автоматизировавшиеся в процессе обучения
грамоте операции являются сложными и
многосторонними.

Сложность технической
стороны процесса чтения ярко проявляется
уже при анализе движений глаз читающего.

Движение
глаз опытного чтеца осуществляется
быстрыми скачками, от одной точки
фиксации (остановки) к другой.

В
процессе чтения происходит движение
не только вперёд, но и назад (влево).
Такое возвращение к ранее прочитанному,
движение глаз назад, носит название
регрессии. Восприятие читаемого
происходит в момент фиксации, остановки
глаз на строке.

В процессе же
непосредственного движения глаз
восприятие читаемого не происходит.
Это подтверждается и длительностью
этих процессов. Так, время остановок в
12 – 20 раз длительнее времени движения
глаз на строке.

Кроме того, при изменении
условия чтения, при усложнении текста
количество и длительность фиксации
изменяются, в то время как скорость
движения глаз от одной фиксации до
другой остаётся неизменной. Количество
фиксаций на строке может быть различным.

Оно не зависит от количества слов или
букв в строке, так как фиксации глаз
могут быть как между словами, так и на
середине слова.

Количество
остановок меняется в зависимости от
ряда условий: от звукослоговой структуры
слова, от того, насколько оно знакомо,
употреблено в прямом или переносном
смысле и так далее.

В
процессе чтения опытного чтеца
относительно редко наблюдаются регрессии,
то есть возвращение назад с целью
уточнения ранее воспринятого. Количество
и длительность регрессий во многом
зависят от степени трудности читаемого
текста, от его значимости, от установки
читающего.

Опытный
чтец воспринимает одновременно не
букву, а слово или группу слов. Но это
не означает, что игнорируется буквенный
состав слова. Скорость чтения и точность
зрительного восприятия слова во многом
зависят от его длины, от графического
начертания букв, от характера элементов,
составляющих букву.

Опытный
чтец узнаёт слово целиком, но при этом
в процессе узнавания слова ориентиром
служат доминирующие, наиболее характерные
буквы, а также буквы, элементы которых
выступают над строкой или находятся
под строкой. Узнаванию слова во многом
способствует смысл ранее прочитанной
части текста.

Особенно большое значение
для правильного узнавания слова имеют
предыдущие слова фразы. При чтении
начального слова предложения или текста,
малознакомых слов, а также при восприятии
непривычной грамматической конструкции
роль смысловой догадки в значительной
степени снижаются.

В этом случае процесс
чтения основывается на непосредственном
зрительном восприятии слов.

Таким
образом, роль смысловой догадки при
чтении зависит от многих факторов: места
слова в предложении, особенностей
лексики, грамматической конструкции
читаемого предложения или текста.

Использование
смысловой догадки имеет как положительное,
так и отрицательное значение. Смысловая
догадка способствует целостному
восприятию текста, лучшему и более
точному его осознанию. Она ускоряет
процесс чтения.

Вместе с тем использование
смысловой догадки является причиной
разнообразных ошибок: замен слов,
пропусков, перестановок звуков в слове.

Причиной этого является то, что смысловая
догадка недостаточно контролируется
зрительным восприятием.

Чтение
взрослого человека представляет собой
сформировавшееся действие, навык.

Прежде
чем стать навыком, чтение в процессе
своего формирования проходит ряд этапов,
качественно своеобразных ступеней. На
каждом из предыдущих этапов формируются
условия и предпосылки формирования
последующего этапа, качественно более
высокого.

Структура
и психологическое содержание навыков
чтения исследованы известным психологом
Т.Г.Егоровым. Он рассматривает чтение
как деятельность, состоящую из трёх
взаимосвязанных действий: восприятия
буквенных знаков, произношения того,
что ими обозначено, и осмысления
прочитанного. В начале формирования
навыка чтения все эти процессы протекают
последовательно.

Позднее эти действия
синтезируются. « Чем гибче синтез между
процессами осмысливания и тем, что
называется навыком в чтении, тем
совершеннее протекает чтение, тем оно
точнее и выразительнее» (Егоров Т.Г.
Очерки психологии обучения детей
чтениюМ., 1953.-С.

16) Им были названы основные
этапы в формировании навыка чтения:
аналитический этап; синтетический этап;
этап автоматизации.

  • Каждый
    из этих этапов характеризуется
    своеобразием, качественными особенностями,
    определенной психологической структурой,
    своими трудностями, задачами и приёмами
    овладения навыком.
  • Аналитический
    этап включает две ступени:
  • 1)
    Ступень овладения звуко-буквенными
    обозначениями.

Овладение
звуко-буквенными обозначениями
осуществляется в процессе всего
добукварного и букварного периода
обучения грамоте. Вместе с тем
психологическая структура этого процесса
в добукварный период и в начале букварного
периода будет иная, чем в его конце.

На
ступени овладения звуко-буквенными
обозначениями дети анализируют речевой
поток, предложение, делят слова на слоги
и звуки. Выделив звук из речи, ребёнок
соотносит его с определённым графическим
изображением, буквой.

Затем в процессе
чтения осуществляется синтез букв в
слоги и слова, прочитанное слово
соотносится со словом устной речи.

2)Ступень
слогового чтения.

На
этой ступени узнавание букв и слияние
звуков в слоги осуществляется без
затруднений. Слоги в процессе чтения
довольно быстро соотносятся с
соответствующими звуковыми комплексами.
Единицей чтения, таким образом, является
слог.

Способ
чтения на этой ступени ещё является
аналитическим, отсутствует синтетическое
чтение, целостное восприятие. Ребёнок
читает слово по составляющим его частям,
то есть по слогам, затем объединяет
слоги в слово и лишь затем осмысливает
прочитанное.

Синтетический
этап процесса формирования навыка
чтения.

Этот
этап является переходным от аналитических
к синтетическим приёмам чтения. На этом
этапе простые и знакомые слова читаются
целостно, а слова малознакомые и трудные
по звуко-слоговой структуре читаются
ещё по слогам.

На
этой ступени более важную роль играет
смысловая догадка. У детей часто
наблюдается угадывающее чтение.

Основываясь на смысловой догадке и
будучи не в состоянии быстро и точно
проконтролировать её с помощью зрительного
восприятия, ребёнок часто заменяет
слова, окончания слов, то есть у него
появляются вербальные парафразии,
аграмматизмы.

Ошибки чтения вызывают
частые регрессии, возврат к ранее
прочитанному для исправления, уточнения
и контроля. Догадка имеет место лишь на
уровне предложения, а не в пределах
текста.

Относительно
сформированным на этом этапе является
синтез слов в предложении.

Этап
автоматизации.

Данный
этап характеризуется целостными приёмами
чтения: ребёнок читает целыми словами,
группами слов. Техническая сторона
процесса чтения не затрудняет чтеца.

Главная
задача – осмысление читаемого.Процессы
осмысливания содержания превалируют
над процессами восприятия.

На
этом этапе осуществляется не только
синтез слов в предложении, но и синтез
фраз в едином контексте. Смысловая
догадка определяется не только содержанием
прочитанного предложения, но и смыслом,
логикой всего рассказа.

Редкими являются
ошибки при чтении, так как догадка
контролируется достаточно развитым
целостным восприятием.

Особенности
понимания прочитанного определяются
уровнем развития познавательной
деятельности, объёмом словаря, степенью
сформированности грамматического строя
речи.

  1. Таким
    образом, основными условиями успешного
    овладения навыком чтения являются:
  2. 1.Сформированность
    устной речи; фонетико-фонематической
    (произношение, дифференциация фонем,
    фонематический анализ и синтез) стороны
    речи; лексико-грамматической стороны
    речи;
  3. 2.Достаточное
    развитие пространственных представлений;
  4. зрительного
    анализа и синтеза.
  5. Качества
    полноценного навыка чтения.

Полноценный
навык чтения характеризуется следующими
качествами: беглостью, правильностью,
сознательностью, выразительностью. Все
качества формируются параллельно и
взаимосвязано. Часто уровень
сформированности одного качества
указывает на уровень развития другого.

  • Правильность
    чтения
  • Правильным
    принято считать чтение без искажений:
    правильно передаётся слого-буквенный
    состав слова, не допускается пропусков
    и перестановки слов в предложениях.
  • Беглость
    чтения.

Оптимальная
скорость чтения для каждого человека
определяется рядом факторов. Главный
из них – скорость чтения должна
обеспечивать полноценное понимание
читаемого.

Ни количество прочитанных
букв, ни количество прочитанных слов
не могут служить показателями сознательного
чтения.

Ученик может «прочитать» очень
много слов, не понимая в то же время
значения этих слов, смысла прочитанных
предложний, а тем более содержания всего
текста в целом.

Главнейшим
недостатком чтения учащихся являются
или очень медленное или очень быстрое
чтение (ориентиром беглости чтения
считается скорость 120-130 слов в минуту).
Чрезмерная медленность чтения является
обычно следствием невыработанности
механизма чтения, что, в свою очередь,
определяется недостаточной практикой.

Невнятная
и торопливая речь обычно связывается
с неумением дышать в процессе речи, а
также и с неумением управлять своим
голосом, произносить звуки речи с
достаточной ясностью и отчётливостью.

Все
упражнения, направленные на отработку
правильности чтения, способствуют и
совершенствованию беглости. Однако
есть и специальные упражнения для
выработки беглости чтения.

§  
Совместные групповые чтения небольших
отрезков текста, когда темп задаёт
учитель или хорошо читающий ученик.

§  
Чтение небольших отрывков текста в
разных темпах: в медленном, с плавным,
протяжным произношением гласных; в
среднем, разговорном темпе; в скороговорочном
темпе.

§  
Чтение отрывков «на время»; (М.И.Оморокова
и др. «Преодоление трудностей» -М.,1990).

§  
Тренировка в чтении различных сочетаний
гласных букв: а ,у, о, и. ,э; э, и, у, а.

§  
Чтение сочетаний согласных и гласных
букв в слогах: же, че, ща, ра ,тра, три.

§  
После этогочтение слов и предложений,
включающих в себя эти слоги.

§  
Чтение цепочек слов с общим корнем, с
разными корнями: вода-водныйводица;
булка-белка..

  1. §  
    «Чтение с помехами» (ученик читает под
    звук метронома или под счёт).
  2. §  
    «Быстро найди слово» (ученик в тексте
    должен найти заданное учителем слово).
  3. §  
    .Упражнения в чтении слоговых таблиц

§  
Приём «Сложи слова». Слова пишутся на
двух небольших карточках так, чтобы
первая половина была написана на одной
карточке, а вторая на другой. Слева
кладут карточки с началом слов, а справа
с их вторыми половинками.

Нужно сложить
карточки так, чтобы получилось осмысленное
слово. В более сложных вариантах половинки
слов перемешиваются, и ученик сам находит
их начало и конец.

Можно попросит
подобрать подходящие по написанию слова
(например: моло-ко, моло-ток).

§  
Приём «Словесные горки». Ученику
предлагается последовательно прочитать
15 слов, записанных одно под другим в
виде горки, то есть каждое нижнее слово
длиннее верхнего на одну букву. Самое
верхнее слово состоит из двух букв, а
самое последнее из 15-16 букв. Чем ниже
будет спускаться, тем труднее читать.

§  
Можно устроить соревнование: кто
прочитает правильно больше всех слов?

§  
Приём «Чтение пунктирно написанных
слов». Детям выдаются карточки со
словами, буквы в которых написаны не
полностью, а с отсутствием некоторых
элементов (буквы должны оставаться
узнаваемыми). Степень разрушения букв
с каждым разом постепенно увеличивается.

§  
Приём «Найди слова». Ученику дают 18-20
карточек, на каждой из которых написано
одно слово. Нужно найти слова, которые
при написании отличаются одной или
двумя буквами. Например, машина-малина,
МашаМиша, ТоняТоля.

Сознательность
чтения.

Методика
определяет три уровня сознательности
чтения (О. В. Сосновская)

  • 1
    уровень – понимание слов в прямом и
    переносном значении; понимание смысла
    каждого предложения, отдельных частей
    текста и связей между ними; понимание
    общего смысла текста.
  • 2
    уровень — осознание художественных
    особенностей текста, идейного содержания
    текста, собственного отношения к идее
    произведения.
  • 3
    уровень – читатель не только умеет
    адекватно воспринять идейно-художественные
    особенности текста, но и имеет собственные
    читательские интересы и способен
    полноценно реализовать их.

Все
три уровня взаимосвязаны. На базе первого
уровня формируется второй, а достижение
третьего уровня сознательности чтения
невозможно без умений, связанных с
первыми двумя уровнями.

Работа
по формированию сознательности чтения
происходит на всех этапах анализа
текста: при подготовке к восприятию, в
процессе предметно-логического и
идейно-художественного анализа, при
осознании идеи произведения. Любой
приём анализа художественного произведения
способствует развитию сознательности
чтения.

Выразительность
чтения.

О
значении выразительности чтения Д. И.
Тихомиров писал следующее: «При
выразительности чтения и сам читающий
имеет возможность лучше понять, воспринять
и усвоить читаемое; и слушатель имеет
полную возможность и думать, и чувствовать
во время чтения, и вполне разумно
воспринимать прочитанное. Итак, основой
выразительности чтения является
понимание и переживание прочитанного».

Выразительное
чтение должно иметь целью произнесение
текста с максимальной передачей темы
произведения и его идейного замысла.
Чтение должно соответствовать стилю
произведения, его жанровым особенностям.

Это исполнение должно соответствовать
правилам грамотного произношения,
должно быть громким, ясным и чётким.

Важным условием в овладении умением
выразительного чтения является
сформированная техника речи (дыхание,
голос, дикция, орфоэпия).

Важно
помнить об условиях работы над
выразительностью чтения:

§  
Целесообразно демонстрировать образец
выразительного чтения произведения.
Такое чтение становится эталоном для
учеников. Учителю надо иногда обсуждать
своё чтение с учащимися, чтобы избежать
слепого подражания. Такая беседа уместна
в ходе анализа произведения.

Можно,
например, предложить ученикам объяснить
выбор темпа чтения, или уместность
использования психологической паузы.
Обязательно обсуждение и сравнение с
детьми вариантов прочтения
проанализированного произведения. Тон
такого обсуждения не должен оскорблять
ребёнка.

  1. §  
    Выбор интонационных средств и определение
    общей интонации чтения происходит в
    процессе анализа художественного
    произведения, на его завершающих этапах.
  2. §  
    Работа над выразительностью чтения
    должна опираться на воссоздающее
    воображение школьников.
  3. §  
    Важно объяснить школьникам критерии
    оценки выразительности чтения: чем
    точнее передаётся авторское отношение
    к изображённым событиям, тем вернее
    выбор интонации.
  4. §  
    Важнейшим условием является специальная
    работа над дыханием и дикцией.

§  
Всякое нарушение орфоэпических норм
чтецом мешает выразительному чтению.
Поэтому безусловно важна работа по
формированию правильности чтения.

Особенности
формирования навыка чтения на разных
годах обучения чётко изложены в программах
по чтению.

Источник: https://studfile.net/preview/1666655/page:3/

Ссылка на основную публикацию