Методика развития речи детей дошкольного возраста ушаковой и других специалистов

Большой популярностью среди родителей и учителей пользуется литература, посвященная развитию детишек. Она же способствует формированию успешных личностей. Одной из настольных книг в сфере развития речи является «Методика развития речи детей дошкольного возраста» (Ушакова, Струнина).

Кому адресовано пособие Ушаковой и Струниной

Ушакова О.С. («Методика развития речи детей дошкольного возраста») адресовала материал педагогам и логопедам, которые непосредственно занимаются с детьми, для работы и планирования. К тому же пособие может быть познавательным родителям с целью понимания подготовительного уровня их чада к учебе.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Речь малышей должна быть развитой

Коротко о книге

Данное пособие раскрывает методику работы, которую следует проводить с детишками определенной возрастной группы. В книге рассматриваются существующие аспекты деятельности по перспективному речевому развитию:

  • процесс формирования детского вокабуляра;
  • выстраивание речевой грамматики;
  • звукопроизношение;
  • обеспечение связности разговора.

В этой же книге представлены примерные конспекты занятий. Представлена разбивка особенностей речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Есть также обзор теоретических основ речевого развития.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Литература помогает развитию

Практический материал

Ушакова в своей книге предлагает значительное количество упражнений по развитию речи. Большинство ее предложений строится на игровой деятельности детей, которая позволяет проводить процесс познания в наиболее привычной и интересной форме.

Основными видами речевой работы в соответствующих конспектах являются:

  • пересказ прочитанных сказок, рассказов (в зависимости от возраста детей);
  • рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек, природных пейзажей;
  • описание увиденного в форме описательного рассказа;
  • составление небольших рассказов, основанных на личном опыте детей;
  • самостоятельное сочинение загадок;
  • сочинение сюжетных рассказов;
  • написание продолжений к существующим рассказам.

Консультация для родителей

Ушакова дает в своей книге рекомендации детям разных возрастных групп, которые могут быть использованы не только профессиональными работниками дошкольных учреждений, но и родителями. Повышает доступность этой книги и то, что все ее переиздания можно прочитать онлайн.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Пересказ помогает развиваться малышу

Ушакова о развитии речи у детей

Ушакова отмечает, что процесс речевого развития у детей дошкольного возраста происходит на протяжении всего их пребывания в учреждении образования. Это происходит и на специально организованных занятиях по развитию речевой деятельности, и в ходе других занятий, а также во время игр со сверстниками.

По мнению Ушаковой, наиболее эффективен этот процесс в процессе игры. Игра представляет собой самостоятельную детскую активность, которую взрослый может модерировать и давать оценки. При этом она предоставляет ребенку возможность производить самоанализ, способствует и самообразованию, привитию доброты.

  Основные признаки недоразвития речи дошкольника

К сведению. В ходе игр детям надо задавать вопросы: «а можно ли сказать таким образом?», «как лучше сформулировать фразу?», «почему тебе кажется, что так говорить можно?», «объясни всем, как ты это понимаешь».

Важным этапом развития детской речи являются и специальные речевые упражнения. Они могут быть представлены в качестве словесных заданий, представляющих собой форму сочинения, описания, рассказывания.

К сведению. Самое важное в этом возрасте для дошкольника — понять смысл тех слов, которые он произносит (например, произнося «посуда», подразумевает чашки, чайник и т.д.). Поэтому важно работать именно над тем, чтобы ребята понимали употребляемые ими слова. 

Содержание программы развития дошкольников по Ушаковой С.О

Всего программа детского речевого развития состоит из нескольких основных блоков:

  • звуковая культура;
  • грамматический строй;
  • словарная работа;
  • работа по формированию способности к связной речи;
  • работа в сфере образной речи.

Русский язык характеризуется достаточно сложной фонетикой (звучанием). В течение уроков, посвященных звуковой культуре речи, дети должны усвоить фонетические элементы.

К сведению. Особое место занимает интонационная культура. Согласно различным исследованиям, наиболее активная фаза ее развития приходится именно на возраст пять-семь лет.

Развивать звуковую культуру детей стоит через диалогическую и монологическую речь.

Требования в этом блоке можно обозначить следующим образом:

  • ребятам следует привить способность к тому, чтобы опираться на речевой слух;
  • первоначально требуется овладеть линейными звуковыми единицами;
  • впоследствии учиться интонации и словесному ударению.

Грамматический строй речи

Также дошкольник учится грамматическим формам речи. Работа в этом блоке включает в себя такие разделы, как:

  • морфология;
  • словообразование;
  • синтаксис.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Родители должны помогать в обучении

Дети знакомятся с такой единицей языка, как предложения.

К сведению. Дошкольникам требуется умение правильно употреблять согласовывать род и число с глаголами (для прошедшего времени), учиться согласовывать имена существительные и прилагательные (по роду, числу и падежу). Также дети должны усвоить навыки словообразования. К тому же, в этом возрасте ребенок должен получить элементарные представления о структуре предложений. 

Словарная работа

Важно проводить с ребятами и словарную работу, которая должна результироваться в понимании детьми значения слов в языке. Дети должны обладать навыком объяснения смысла употребляемых ими в речи слов. Воспитатели учат не просто смыслу тех или иных слов, но и их группировке, построению словосочетаний.

Развитие связной речи

Связной признается речь, организованная с учетом соблюдения логических и грамматических законов. Такая речь должна представлять собой единое целое, характеризоваться полнотой и законченностью мыслей.

  Можно ли научить ребенка выговаривать звук [ш] в домашних условиях

Первоначально ребенок осваивает навыки диалогической речи, развитие которой необходимо уделять особое внимание. Главный метод такого развития — беседы, проводимые в дошкольных учреждениях. Помочь могут и родители, общаясь с дошкольником в домашних условиях.

К сведению. Занятие по развитию связной речи в средней группе должно включать приобщение ребят к фольклору, культурным ценностям, эстетике. 

Основными заданиями, позволяющими стимулировать навык связной речи, являются пересказы прочитанных текстов, описание картин, написание коллективных рассказов об окружающем мире и т.д.

Развитие образной речи

Очевидно, что под смысловым речевым содержанием в первую очередь понимается ее значение. Однако подлинное освоение речевых навыков подразумевает умение улавливать и все выразительные моменты, присутствующие в той или иной фразе. Образность речи изначально основывается на человеческой эмоциональности.

К сведению. Стоит посвятить изучению по НОД фразеологизмов, поговорок и пословиц, чтобы научиться выразительности речи. 

В качестве упражнений по совершенствованию выразительности речи можно предложить самостоятельное сочинение сказок, работу над композициями и т.д.

Мастер-класс по развитию речи для родителей

Важно интегрировать родителей в процесс формирования детской речи. Для них целесообразно провести краткосрочный мастер-класс с целью повысить уровень компетентности в сфере речевого развития их отпрысков.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

В игровой форме обучение идет легче

В ходе мастер-класса воспитатель может разобрать с родителями примеры игр, которые нужно будет попробовать за пределами сада.

К сведению. Такими играми могут быть «Словесная цепочка», «Как тебя зовут?», «Скажи наоборот», «Большие и маленькие».

Большое внимание в ходе этого мастер-класса воспитатель должен уделить важности скороговорок.

В настоящий момент существует большое количество литературы, которая помогает воспитателям и родителям правильно формировать речевые способности дошкольника.

Одной из самых востребованных и признанных, в том числе нынешними ФГОС, является книга Ушаковой «Методика развития речи детей дошкольного возраста».

В ней содержится теоретическая основа по соответствующей тематике вместе с исследованием экспериментов, проводимых в этой сфере ранее, и практический проект возможных упражнений, которые стоит проводить с детьми разного возраста.

Представлены и конспекты соответствующих занятий. Книга может помочь воспитателям в их профессиональной деятельности.

Полезна она и родителям, которые могут ориентироваться на нее в ходе своих занятий с детьми и править ошибки воспитания.

Для улучшения результата взаимодействия дошкольного учреждения и родителей, воспитатели могут провести специальный мастер-класс, который повысит компетенции родителей и поможет им правильно работать со своими детьми.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/programma-razvitiya-doshkolnikov-po-ushakovoj-o-s

Методика Ушаковой по развитию речи дошкольников

Правильное речевое развитие ребенка, является гарантом комфортного общения со своими сверстниками и окружающими людьми. Некоторые родители в период дошкольного взросления малыша могут отметить некоторые трудностях с речью. Именно в этом возрасте следует действовать и постепенно ребенок сможет полноценно общаться.

  • Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов
  • Для коррекции речевого развития разработаны специальные логопедические программы и упражнения, которые помогают малышам освоить все речевые навыки и прекрасно существовать в окружающем мире.
  • Основным направление логопедической коррекции речи, является постоянное усвоение новой информации и умение применять эти знания на практике.

Методика Ушаковой оптимально подходит для деток дошкольного возраста. Программа адаптирована под каждого ребенка, тем самым позволяет ему с легкостью преодолеть речевые трудности.

Основные цели и задачи методики

Речевое развитие человека формируется в несколько этапов. Наиболее важным из которых является дошкольный возраст. Именно в этот период дети с любопытством получают новую информацию об окружающем их мире.

Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия, а также правильно подавать новую информацию, для легкого восприятия ее малышом.

Кроме того, на речевое развитие очень хорошо влияет активная деятельность в различных кружках и детском саду.

Методика Ушаковой по развитию речи несет определенную задачу. Поэтому, что бы решение проблемы было эффективным в первую очередь определяется причины речевого отставания. Основной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается правильный подбор техники обучения, который направлен на следующие моменты:

  • Пополнение словарного запаса и умение его правильно применять;
  • Совершенствование и коррекция звуковой речи;
  • Умения связано говорить и формулировать свои мысли;
  • Обучение ребенка грамотной речи;
  • Стимулировать малыша четко произносить звуки;
  • Совершенствовать полученные знания.

Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.

Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.

Читайте также:  Белый налет во рту у ребенка - симптомы, профилактика, лечение

В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.

При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Особенность;
  • Навыки и умения малыша.

Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Техника речевого развития дошкольников

Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.

Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.

На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.

Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.

В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.

Такими факторами могут быть:

  • Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
  • Ребенок, у которого рассеянное внимание;
  • · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.

Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

На что стоит обратить внимание родителям

Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.

Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.

Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.

Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.

Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.

Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?

Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:

  • Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
  • Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
  • Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
  • Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
  • При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
  • Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
  • Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
  • Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.
  1. Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.
  2. На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.
  3. Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.
  4. Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Основные признаки, определяющие готовность к школе

Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:

  • Ребенок должен уметь слушать собеседника;
  • Правильно воспринимать информацию;
  • Уметь выразить свои действия;
  • Отображать информацию;
  • Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
  • Пересказать небольшой текст или сказку.

Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.

Советы специалиста

Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.

Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.

Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.

Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.

Источник: https://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/razvitie-rechi-doshkolnikov-po-metodu-ushakovoj/

Методика развития речи Ушаковой: связной, средства, особенности

Владимир Кузьмич 16 июля, 2019

Добрый день, друзья! Можете ли вы представить свою жизнь без коммуникации? Следовательно, это умение нужно развивать должным образом с первых дней нашего существования. В современном мире количество методик, направленных на эту сферу, растет с каждым годом. Но действительно ли они все эффективны?

Результативная программа

Сегодня тема нашего разговора методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой. Я могу сказать, что это уже проверенная техника, собравшая миллионы положительных отзывов. По ней работают большинство детских садов России.

В 2004 год была выпущена книга Ушаковой с ее методикой. Изначально книга предполагалась быть полезной для преподавателей. Но с течением времени она стала очень популярна среди мам, которые занимаются со своими детьми дома, а затем видят великолепные результаты.

Знакомство с методом Ушаковой

Методика Ушаковой направлена на детей в возрасте от 3 до 7 лет. В целом данная программа включает в себя рекомендации по техники развития речи, разработанные конспекты занятий с различными играми и упражнениями, а также ознакомление с художественной литературой. Программа предполагает достаточно структурированный подход: от простого к сложному.

Задачи

Данная методика ставит перед собой следующие основные задачи:

  • становление связной речи;
  • способность конструировать простые и сложные предложения;
  • умение использовать эти конструкции;
  • формирование грамматического строя и правильное его употребление;
  • развитие образной речи;
  • улучшение звуковой составляющей речи.

Составляющие

Автор предлагает использовать следующие техники:

  • демонстрирование образца правильной речи;
  • рассказ преподавателя;
  • беседа между преподавателем и детьми;
  • чтение художественной литературы;
  • диалоги;
  • монологи;
  • игры;
  • пересказы;
  • описание чего-либо по картинке;
  • рассказы из личного опыта.

Как видите Ушакова включает в свою методику довольно обширный перечень различных техник.

И это  может  быть большим плюсом, так как вы можете что-то заменять и комбинировать в занятиях с ребенком. В то же время исходя из его индивидуальны особенностей.

Как уже упоминалось выше, обучение детей рассчитано на 4 года (3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

По времени занятия продолжаются от 15 до 30 минут, с каждым годом увеличиваясь на 5 минут. Соответственно малыш не успевает устать за такой небольшой промежуток времени, однако этого хватает, чтобы получить необходимые знания.

Результаты и навыки детей, освоивших методику Ушаковой

Прочитайте и оцените умения и способности вашего ребенка. Между тем определите слабые места над которыми предстоит еще поработать.

Дети 3-4 лет

  1. Ребенок достаточно открыт для общения, с легкостью понимает обращенную к нему речь. Способен отреагировать на вопросы, используя простые предложения.
  2. Малыш сам настроен на общение со близкими взрослыми людьми.

    Он может обратиться с просьбой, поделиться каким-то ярким событием для него, рассказать о своем состоянии, беспокойстве или желании.

  3. Знает правила речевого этикета и использует его их в речи.

    Например, приветствие и прощание с воспитателем детского сада; слова просьбы и благодарности.

  4. Возрастает интерес речевого взаимодействия с ровесниками. Малыши легко вступают в игры и беседы друг с другом.

  5. С помощью взрослых дети могут составить небольшой рассказ (3-4 предложения) по картинкам.
  6. Правильно называет окружающие его объекты.
  7. Поставлено речевое дыхание.

Дети 4-5 лет

  1. Дети сами проявляют инициативу в общении. Стараются решать какие-либо задачи или проблемы именно посредством коммуникации друг с другом или взрослыми.

  2. Старается не только отвечать на вопросы, но и задавать встречные, тем самым вступая в полноценный диалог.
  3. Произношение всех звуков чистое.
  4. Ребенок владеет эмоциональной и речевой выразительностью.

  5. Малыш различает понятия «звук» и «слово», различает гласные и согласные звуки на слух, может обозначить первую букву в слове.

Дети 5-6 лет

  1. Дети активны в сочинении сказок или каких-либо рассказов. Стараются отличаться от других, не повторяясь.
  2. Чувствует себя в разговоре спокойно. Более того пытается взять лидирующую роль и сам привлечь людей в разговор.

  3. Дети уже замечают ошибки в речи других и помогают исправить их.
  4. Словарный запас достаточно обилен.
  5. Грамматически речь выстроена правильно.
  6. Речь чиста, эмоциональна и выразительна.

  7. На слух малыш способен определить местоположение звука в слове и дать его характеристики.

Дети 6-7 лет

  1. Ребенок с легкостью заводить друзей с помощью общения, способен организовать какую-либо деятельность среди сверстников.
  2. Дети становятся все более любознательными, что проявляется в их диалогах с людьми (начинают расспрашивать про подробности, детали итд).

  3. Проявляется все больше интереса ко всем составляющим речи: ребенок старается писать и читать.
  4. Малыш привлекает окружающих к коммуникации, каким-либо коллективным играм (загадывание загадок, придумывание сказок итд).
  5. Всегда имеет свое мнение и позицию. Не боится высказываться.

  6. Речь чистая и грамматически правильная.

Стержень методики Ушаковой — беседа с ребенком

Давайте рассмотрим технику беседы, предлагаемую автором. Посмотрим как она  работает и на что стоит обратить  внимание. Изначально техника направлена на работу воспитателя с детьми. Но, если вы занимаетесь с сыном или дочерью дома, то это может быть беседа непосредственно с самим малышом. Или же групповая беседа со всеми членами семьи. Разговор  с друзьями вашего чада.

Цели вашего разговора с ребенком

Итак, в чем заключается задача взрослого в беседе?

  • Во-первых, интересуйтесь и старайтесь упорядочить полученный опыт детей. Для этого вы узнаете о полученных знаниях ребенка в какой-либо сфере жизни. Однако, если малыш путается, то вам необходимо его скорректировать и «расставить все по полочкам».
  • Во-вторых, в каждом разговоре пытайтесь воспитывать правильное отношение к окружающему миру. То есть, приводите примеры добрых и хороших поступков.
  • В-третьих, приучайте детей быть сконцентрированными на чем-то одном. Следовательно, во время беседы малыш и не должен отвлекаться от обсуждаемой темы.
  • В-четвертых, учите малыша излагать свои мысли просто. Поэтому, если у него длинные и несвязанные предложения, разбейте их на простые. Затем повторите их ему будто пересказывая то, что он вам сообщил.

Более того не менее важным считается:

  • развития у детей внимательности во время беседы.
  • воспитание умения во время разговора слушать других,
  • формирование громкой и отчетливой речи.

Польза правильного разговора

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

В то же время, каждый акт коммуникации может повлиять на поведение детей в дальнейшем и на их мировоззрение.

Например, если мы говорим и семейных ценностях, дети действительно начинают задумываться о том, что семья превыше всего. В результате, незамедлительно может поступить предложение: «Мама, давай навестим бабушку с дедушкой». И это ли не прекрасно?

Тематика и план беседы

  • Аналогичным образом, беседы проводятся на самые разные темы.
  • С одной стороны, они могут быть глубокими, направленные на формирование у детей каких-либо жизненных ценностей.
  • С другой стороны  темы могут выбираться для ознакомления с каким-либо новым материалом (например, беседы о природных явлениях).

Конечно же, они должны соответствовать возрасту.

Другими словами, если с ребенком 6-7 лет вы можете обсудить какую-либо общественную жизнь его города, то с малышом 3-4 лет уместнее будет поговорить о предметах мебели у него дома.

Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой и других специалистов

Продумайте план беседы: как начать, как привлечь внимание, как вовлечь детей в разговор, что донести до них и т.д.

Что включить в нее помимо речи: наглядные пособия (картинки, видео), элементы игры (загадать загадки).

Универсальность беседы и творческий подход

Например, вы хотите поговорить с детьми о зиме. Следовательно, начните беседу с демонстрации фотографий красивой зимней природы. После на своем примере расскажите, почему вам запомнилась та или иная зима. Затем, спросите то же самое у детей.

Между тем донесите до детей ту новую информацию, которую вы запланировали рассказать. И чтобы они это лучше запомнили, придумайте элемент игры. Как правило, это могут быть загадки, не окончившиеся стихотворения, пантомимы и т.д. В конце вы можете вместе спеть песню о зиме или нарисовать совместный зимний пейзаж.

Итак, получается, что  в беседу могут быть включены монолог, диалог, игра, рассказы преподавателя и рассказы из личного опыта. Практически все техники в одной. На самом деле в этом и заключается методика развития речи Ушаковой.

Весь процесс обучения – это как одна большая творческая деятельность, в которой вы можете переставлять составляющие так, как удобно вам. Тем самым вы можете использовать эти техники для любого ребенка и для любого возраста.

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/metodika-razvitiya-rechi-ushakovoj/

«Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О. С.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 104 Советского района г.Казань

«Методика развития речи детей дошкольного возраста Ушаковой О. С.».

Составитель:

Орлова М.П.

2018 год

Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения познания действительности. Язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры.а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Основная цель речевого развития- доведения его до нормы определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. В процессе обучения родному языку возможно и необходимо решать задачи умственного эстетического и нравственного развития. Развитие речи связано с умственным развитием.

  • С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:
  • § отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;
  • § вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической речи — развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
  • § уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;
  • § преемственность содержания и методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой;
  • § выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;
  • § взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.
  • Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Основные задачи развития речи-воспитание звуковой культуры речи, словарная работа формирование грамматического строя речи ее связности при построении развернутого высказывания-решаются на каждом возрастном этапе. От возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи меняется при переходе от группы к группе. Ушакова большое внимание уделяет

специальному обучению- речевые упражнения, словесные игры основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Среди приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения которые способствуют предупреждению речевых недочетов.активизируют словарь детей развивает у них внимание к слову и его значению. Они формируют практические навыки.

умение быстро выбрать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, составить предложение ,различать оттенки значение слов.

При проведении таких упражнений большое место отводится такому приему, как вопрос.формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей. вопрос должен вызывать их умственную активность.

Игра-самодеятельная детская активность,в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер в той мере в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. В творческой игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь.

Игры оказывающие комплексное воздействие на словарь грамматику связность речи должны быть интересными и увлекательными. Игры направленные на обучение детей рассказыванию развивает у них умение описать премет по основным признакам действиям .рассказать о животных об игрушке.

Составить сюжет по картине.

Развитие звуковой стороны речи.

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Звуковые единицы языка- звук, слог, такт, фраза- связны между собой и составляют систему.Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт-группа слогов,объединённая одним ударением.

Фраза состоит из нескольких тактов объединённых интонацией.

Эти единицы речи, которые следуют одна за другой и обладают самостоятельной протяженностью, называют линейными. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова.

Развивая звуковую сторону речи, взрослый учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации зависимости от предмета темы высказываний слушателей. Громкость речи должна быть уместной скорость –соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания.

Важный показатель хорошей правильной речи-плавность изложения.

Формирование грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией изучающей грамматические значения в пределах слова ( изменением слова по родам,числам.падежам)словообразованием(создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств),синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов ,построением простых и сложных предложений).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое больше место занимает глаголы,

Однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи,прилагательных, местоимений наречий и числительных.

Словообразование-создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно.(выводится по смыслу и форме) суффиксальный( учить-учитель), префиксальный ( писать- переписывать) смешанный ( застольный- разбежаться) Способы словообразования в русском языке многообразны.

Овладение разными способами помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных.

Синтаксис-это соединение слов и словосочетания и предложения разных типов простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные вопросительные и побудительные.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций правильное согласование слов в предложении.

При формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях и в процессе построения связного монологического высказывания.

Развитие лексической стороны речи.

Слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка,называемый словом И смысл ,который оно вызывает в нашем сознании.

Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений –семантические поля.

Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения ,а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей.

На каждом этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности .В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово-единица языка, которая служит для наименований предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи.Овладение словарным составом родного языка- необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Всловарной работе необходимо добиваться таких качеств речи,как точность,правильность,связность,выразительность.Основной смысл словарной работы состоит в том,чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства,которые будут точно отражать его замысел.

Развитие связной речи.

Овладение связной монологической речью- одна из главных задач речевого развития дошкольников .Ее успешное решение зависит от многих условий которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания .В дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью.

которая имеет свои особенности проявдяющиеся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога ,который состоится по законам литературного языка.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему связанную с какойто ситуацией.

Владение связной монологической речью –высшее достижение речевого воспитания дошкольников.

Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств как связность и целостность которое тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью ,логикой изложения структурой а также определенной организацией языковых средств.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало,конец,середина)и представление о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания .

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение озаглавливать текст.Большую роль в организации связного высказывания играет интонация поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текстом в целом.

Выделяются три типа высказывания. Описание, повествование, рассуждение.

Описание —специальный текст , который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект ,затем идет перечисление признаков, свойств и качеств ,завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картины, собственные рисунки или их замысел,явлений природы, людей и животных.

Повествование-это сюжет , развертывающийся во времени и в логической последовательности.Основное назначение –передать развитие действий или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способом организации зачинов ,слова однажды, как-то раз,.В повествовании используются самые разнообразные лексические и грамматические средства .

Дошкольники могут составлять разные типы повествований ,реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин.

Рассуждение-это текст включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает доказательство выдвинутого положенияи вывод, который из него следует.

В рассуждении может доказываться не одно ,а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщающий вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять ,доказывать, делать выводы, обобщать высказанное ,а эти умения развиваются в таком типе высказывания ,как рассуждение.

Источник: https://infourok.ru/metodika-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-ushakovoy-o-s-3791606.html

Технология по развитию речи "Развитие речи дошкольников" Ушакова О.С

Технология «Развитие речи дошкольников» Ушакова О.С.

Актуальность

Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в организованной образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» развитие речи детей становиться главной задачей.

 Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу МДОУ в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников.

В качестве методического обеспечения мы используем программу О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Развитие речи детей 3 – 7 лет».

Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также игры и упражнения.

Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи детей:

  1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.
  2. Развитие лексической стороны речи
  3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.
  4. Развитие звуковой стороны речи
  5. Развитие образной речи.
  • Программа предусматривает использование разнообразных методов и приёмов:
  • Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.
  • Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки), схемы для составления рассказов.
  •  Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ,
  • рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.

Программа Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Развитие речи детей 3-7 лет» рассчитана на 4 года обучения.

  1.  1 год обучения – дети 3-4 лет, младшая группа
  2. 2 год обучения – дети 4-5 лет, средняя группа
  3. 3 год обучения – дети 5-6 лет, старшая группа
  4. 4 год обучения – дети 6 – 7 лет, подготовительная группа.
  5. Ожидаемый результат

Первый год обучения (дети 3-4 лет), имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В этот период ребёнок переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль.

Качественные изменения в речевом развитии детей, связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей вещей и природных явлений. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок).

Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить. Чтобы быть понятным слушателям.

На втором году обучения (дети 4-5 лет) значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей.

Центральным направлением работы по развитию речи детей пятого года жизни является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога.

Дети приобретают навыки связной речи. Расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

На третьем и четвёртом году обучения (старший дошкольный возраст) дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать разнообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями.

Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети старшего дошкольного возраста активно экспериментируют со словом, видоизменяют его, придумываю новые слова.

В этом возрасте ребёнок пользуется речевыми интонационными средствами, способен освоить типичные для языка средства выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста это содержательность и связность речи, развитие выразительности речи, подготовка к обучению чтению

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Достижение цели обеспечивается в ходе решения следующих задач:

  • обеспечить познавательно – речевое развитие воспитанников МДОУ;
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
  • развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
  • организовать предметно – развивающую среду, стимулирующую развитие речи детей в разных видах детской деятельности
  • взаимодействовать с семьями воспитанников.
  • Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
  •  — игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
  •  — образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • — самостоятельной деятельности детей;
  • — взаимодействии с семьями детей.

В разработку программы «Развитие речи дошкольников» О.С. Ушаковой положены три основных направления развития речи дошкольников и совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

 — функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения);

когнитивное — познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны.

  1. Данная программа имеет следующую структуру и включает в себя:
  2.  — Воспитание звуковой культуры речи.
  3.  — Словарная работа.
  4. — Формирование грамматического строя речи.
  5.  — Развитие связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи Словарная работа Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи

Источник: https://ocsmirnova-bal-ds15.edumsko.ru/results/post/1558195

Ссылка на основную публикацию