Ребенок отстает в развитии — что делать и к каким врачам обращаться?

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта.

Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша.

Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение.

Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать.

Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелыхРебенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться? форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:

  • заболевания органического характера;
  • психосоматические отклонения.Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи, Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:

  • неправильныйРебенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться? педагогический подход к ребенку;
  • умственная отсталость;
  • задержка психических реакций.

Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса.

Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга.

Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остаетсяРебенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться? без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).

  • Травмы при рожденииРебенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.

  1. После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
  2. После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
  3. Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
  4. Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
  5. От 3 месяцев обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  6. В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
  7. В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
  8. У дошкольника нет четкой, правильной речи.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение, поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке.

Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения.

Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Читайте также:  Недоношенные дети: развитие по месяцам до года, таблица веса и роста

Класс коррекции помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/pomoshh-rebenku-pri-otstavanii-v-razvitii.html

Ребенок отстает в развитии: как понять и что делать

23.11.2017

Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, читать.
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.

Лечение

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • правильный режим дня;
  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу.

В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз.

Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.



Источник: https://zdorovyemalisha.ru/zdorovye/rebenok-otstaet-v-razvitii.html

Ребенок отстает в развитии: когда обращаться к врачу

[artlabel id=»123480″]

Главная › 1-3 › Развитие › Ребенок отстает в развитии: когда есть повод для волнения

Заботливые мамы, как правило, отлично подкованы теоретически на предмет детского развития, воспитания, питания и возрастной психологии. Но многие знания, как известно, рождают многие печали. Поэтому мамы частенько загоняют себя в ловушку страха и тревоги. Или же, наоборот, относятся удивительно беспечно, к тому, что по их мнению является несущественным.

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Burda Media

Так мнительные и тревожные мамы в любой неправильно выговоренной букве видят признак нарушения развития ребенка. Мамы же уверенно-оптимистического толка машут рукой «ничего, перерастет» на явные симптомы заболевания.

Особенные дети: советы психолога как адаптироваться мамам

Так когда же стоит проводить диагностику и чего следует опасаться? Об этом расскажет Наталья Науменко, кандидат психологических наук, детский клинический психолог:

На сегодняшний день особенно много детей с разными формами аутизма – от легких, до очень тяжелых. На втором месте по количеству – различные проявления органических нарушений головного мозга. Это дети с проблемами саморегуляции, эмоциональной неустойчивостью. Часто у них возникают серьезные проблемы с концентрацией внимания, а иногда присутствует и интеллектуальное недоразвитие.

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Burda Mediа

В чем причина отставания в развитии

Основная причина таких состояний – кислородное голодание плода в период внутриутробного развития. Немалый «вклад» в развитие этого состояние вносят инфекции, генетические факторы.

В зависимости от степени тяжести, дети с подобными нарушениями могут иметь как тяжелые степени умственной отсталости, так и очень легкие, практические незаметные проявления, которые выражаются в чрезмерной капризности, склонности к неврозоподобным реакциям (тикам, энурезу и проч.

), задержке развития речи или графомоторных навыков, дислексии и дисграфии или дискалькулии.

И только потом уже по степени «популярности» идут дети с различными генетическими заболеваниями, детской шизофренией, олигофренией.

Поэтому диагностику следует проводить тогда, когда появились первые подозрения в том, что в развитии ребенка есть какие-то проблемы.

Ко мне нередко обращаются мамы, отмечающие какие-либо отклонения, и, в тех случаях, когда эти проблемы надуманы или очень незначительны, я с удовольствием сообщаю, что ребенок здоров.

Что его поведение связано с его психологическими особенностями, которые нужно учитывать или является результатом не совсем адекватных воспитательных подходов.

Не всех можно вылечить, но всем можно помочь

В тех случаях, когда речь идет о серьезных нарушениях, откладывать и оттягивать диагностические мероприятие просто глупо – ведь проблема сама собой не рассосется. Да, это и страшно, и тяжело, но необходимо. Потому что, лучше иметь представление о том, что происходит, чем прятать голову в песок.

Читайте также:  Как научить ребенка цветам, и когда малыши начинают их различать

Несмотря на то, что многие из психических заболеваний до конца неисцелимы, своевременная диагностика позволяет вовремя начать проводить коррекционные мероприятия, использовать медикаментозную поддержку, чтобы ребенок развивался более благоприятно.

Например, если ребенок очень гиперактивный и ему трудно удерживать внимание, лекарство становится для него своеобразным «костылем», благодаря которому он может учиться в школе и сформироваться как личность без особых искажений.

Если же такой ребенок привыкает быть «плохим», «ленивым», «невыносимым», «невоспитанным» он будет расти в оппозиции ко всему миру, это, помимо других факторов, становится причиной массы проблем и приводит к алкоголизации, увлечению наркотиками.

В других случаях, когда речь может идти о более тяжелых состояниях, адекватное медикаментозное лечение помогает сделать жизнь семьи более сносной.

Если ребенок начинает хотя бы спать по ночам, а не кричать сутками, для близких это уже становится спасением. Иными словами, своевременное, адекватное лечение почти всегда позволяет улучшить качество жизни людей с психическими нарушениями и их близких.

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

thinkstockphotos/fotobank.ua

Неутешительный диагноз – что делать маме?

Для мамы особого ребенка очень важно уметь заботится о себе, сохранять способность видеть хорошее в этом мире. У мам особых детей есть две крайние позиции – «мне все должны» или «это мой крест».

В первом случае все силы уходят на борьбу с представителями различных учебных заведений и общественных институтов – чтобы заставить их заботиться об особом ребенке, обучать его и воспитывать.

Однако, самому ребенку от этого бывает только хуже.

Вторая позиция, когда мама не обращается за помощью, не оставляет ребенка ни на минуту даже с родным папой или бабушкой, раньше времени сводит несчастную, загнанную мать в могилу.

И тогда уже о ребенке некому позаботиться. Или, если такая мама невротизируется – становится раздражительной, категоричной, ребенок тоже будет страдать.

Поэтому, как говорят буддисты, стоит выбирать «срединный путь».

  • Разрешать себе отдыхать, но не забывать учить ребенка самому заботиться о себе, насколько это возможно.
  • Принимать помощь, но не перекладывать воспитание ребенка полностью на плечи чужих людей.
  • Заниматься и развивать ребенка, но делать это без фанатизма, чтобы не испытать серьезнейших разочарований, если результаты этих усилий будут не такими, как хотелось бы.

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

instagram @nothingdownaboutit

Не лишайте малыша опоры в виде ваших счастливых глаз

Поскольку социализация ребенка начинается именно в семье, то, прежде чем ввести ребенка в группу других детей, его следует научить необходимым навыкам общения.

И начинать это делать нужно родителям – не позволять малышу кусаться, бить окружающих, отбирать у детей их игрушки. Ведь статус особого ребенка не может оправдывать такого поведения.

Пожалуй, только очень незначительный процент детей с тяжелейшей умственной отсталостью крайне сложно научить этим навыкам.

Затем, самостоятельно или с помощью специалистов, на индивидуальных занятиях следует обучать ребенка выполнять инструкции, выполнять требования взрослых. Когда ребенок может вести себя безопасно для окружающих и выполняет хотя бы минимальный набор инструкций («нельзя», «иди сюда», «дай» и т.п.

) его можно вводить в небольшую группу – где занимаются два-три человека. Затем, в группу с большим количеством детей. Самое плохое, что могут сделать родители особого ребенка – это «бросить» его в коллектив, как бросают щенка в воду, чтобы заставить плавать.

В большинстве случаев, такие эксперименты оканчиваются плачевно – кто-то из участников получает если не физические, то моральные травмы.

Любой ребенок по глазам родителей ориентируется на то, как относиться к себе. Если в маминых глазах он видит радость и принятие, то сам себя принимает и себе нравится.

Значит и в мир он выходит с посылом «я вправе быть таким как есть». Если в маминых глазах жалость, или стыд, или мука «за что мне это наказание», то они многократно утяжеляют особенности такого ребенка.

Не лишайте малыша опоры в виде ваших счастливых глаз.

Источник: https://www.moirebenok.ua/toddler/razvitie-toddler/rebenok-otstaet-v-razvitii-kogda-est-povod-dlya-volneniya/

К какому врачу обращаться при отставании в развитии — все врачи, лечащие заболевание

Поможем найти врача. Звоните!
Запишитесь на приём к врачу онлайн

Симптом отставание в развитии может быть следствием различных заболеваний. Если вы впервые столкнулись с симптомом, запишитесь на прием к терапевту, он направит вас к подходящему специалисту.

  • Генетик
  • Гинеколог
  • Педиатр
  • Неонатолог
  • Нейрохирург
  • Терапевт
  • Хирург
  • Психотерапевт
  • Невролог
  • Нефролог
  • Кардиохирург
  • Психиатр
  • Уролог
  • Психолог
  • Кардиолог
  • Эндокринолог.
  • Коарктация аорты у детей
  • Нейрофиброматоз у детей
  • Посттравматическая гидроцефалия
  • Факоматозы
  • Расстройства привязанности у детей
  • Дефекты развития нервной трубки
  • Метахроматическая лейкодистрофия
  • Синдром Рубинштейна — Тейби
  • Открытый артериальный проток
  • Синдром Эдвардса
  • Гипоплазия почки
  • Гидроцефалия нормального давления
  • Энцефалоцеле
  • Синдром Леша-Нихена
  • Фетальный алкогольный синдром
  • Псевдогипопаратиреоз.

Отставание в развитии — признак возможных серьезных проблем со здоровьем, обратитесь к врачу!

Популярные Рейтинг Стаж Стоимость Отзывы
8.8 31 отзыва Бастова Галина Ивановна Стаж 20 лет Врач первой категории 8.6 4 отзывов Арутюнова Нина Генадьевна Стаж 29 лет Врач первой категории 8.2 Загорец Майя Георгиевна Стаж 22 года ABC медицина в Раменках г. Москва, Столетова, д. 19 8.6 42 отзывов Милакина Галина Михайловна Стаж 21 год 8.8 8 отзывов Ашарина Елена Викторовна Стаж 38 лет Врач высшей категории 9.2 7 отзывов Виленская Светлана Григорьевна Стаж 28 лет Врач первой категории 9.2 3 отзывов Замариддинова Гульнара Мансуровна Стаж 29 лет Врач высшей категории 8.8 2 отзывов Финагина Галина Александровна Стаж 37 лет 9.3 2 отзывов Лукина Любовь Ипполитовна Стаж 52 года к.м.н. 9.5 1 отзыва Цатава Ия Амуриевна Стаж 21 год к.м.н. 1 2 Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

Неонатолог – это врач, занимающийся наблюдением за новорожденными детьми в возрасте до 1 месяца. Обычно неонатологи работают в родильных домах, участвуют в приеме родов, а после рождения контролируют состояние здоровья детей. Неонатологи есть во многих поликлиниках, частных центрах.

Перед посещением неонатолога ребенка нужно искупать, другой подготовки к консультации не требуется. Малыша для осмотра нужно будет раздеть, поэтому одежда на нем должна легко сниматься. Потребуются пеленка, пустышка, медицинская документация. Ребенок не сможет сам рассказать о том, что его беспокоит, поэтому родители должны предоставить полную информацию о его состоянии.

Услуги, которые вам могут порекомендовать для лечения или дополнительного уточнения диагноза:

  • Кальцитонин в крови
  • Иссечение порока с последующим протезированием
  • Общий анализ мочи
  • Исследование цереброспинальной жидкости
  • Трансплантация почки
  • Исследование сыворотки крови
  • Эксфузия костного мозга
  • Нейропсихологическое обследование
  • Биохимический анализ крови
  • Метод FISH
  • Криодеструкция
  • Хирургические операции
  • Дренирование
  • Детская психотерапия
  • Эндоскопические хирургические операции
  • Маркер костной резорбции β-CrossLaps
  • Транслюминальная баллонная дилатация аорты
  • Кариотипирование
  • Биохимия крови (оценка функции почек)
  • Гастростомия
  • Хирургическое закрытие протока
  • ХГЧ (хорионический гонадотропин человека)
  • Определение уровня мочевой кислоты в крови
  • Общий анализ крови
  • Диагностика устной речи
  • Хирургическое шунтирование
  • Люмбальная пункция
  • АВА терапия
  • Паратиреоидный гормон в крови
  • Анализ мочи
  • Удаление энфецалоцеле
  • Сбор периферических стволовых клеток
  • Нейропсихологическая коррекция
  • Реконструкция аорты
  • Маркер резорбции костной ткани Pyrilinks-D
  • Неврологические тесты
  • Химиотерапия
  • Психотерапия
  • ПЦР-диагностика
  • ПЦР-тесты
  • Удаление камней в почках
  • Анализ гена СВР на наличие мутаций
  • Исследование околоплодных вод.

Ходим к Галине Ивановне уже несколько лет. Доктор очень внимательный, тактичный, доброжелательный. Всегда выслушает, разъяснит и ответит на все вопросы. Профессионал своего дела, который подходит к своей работе с душой. Шикарная и грамотная врач. Она очень щепетильно относится к своей работе. Я таких редко встречаю. Доктор общалась с ребенком, как со своим. Досконально все расспросила, не торопясь провела осмотр, послушала сына, все разжевала и положила в рот. Василий, 07 сентября 2019 Мне понравились доктор и прием. Врач очень внимательная, любезная. Она все нам рассказала, порекомендовала, подробно расписала, ответила на все вопросы. Мы остались в положительном впечатление от приема. Анастасия, 07 ноября 2018 Очень внимательная и бережная доктор. Она имеет подход к детям! Мы ходили с жалобой на кашель. Врач выслушала все, начиная с рождения. Посмотрела ребенка, тщательно послушала его, заглянула в нос, уши и дала рекомендации. Мы остались довольны! Очень позитивная, знающая свою работу, профессиональная в своем деле и умеющая общаться с детьми врач. Мы ходили к ней повторно. Доктор осмотрела ребенка, ответила на все вопросы, которые нас беспокоили. Объяснила и рассказала, что, к чему по результатам анализов, назначила соответствующее лечение, урегулировала питание, рассчитала препараты, которые нужно принимать и дала хорошие советы. Самый лучший педиатр у которого я была!!! Очень внимательная! Объясняет доступно, отвечает на все вопросы. Полностью осматривает ребёнка. Была 2 раза у неё на приеме. Если понадобится снова, пойду только к ней! Показать 10 отзывов из 123 Личный кабинет Регистрация Личный кабинет Партнёрская программа 8 (499) 116-81-78 info@docdoc.ru

Источник: https://DocDoc.ru/doctor/simptomy/otstavanie-v-razvitii

Признаки отставания развития ребенка в 2 года

Ребенок отстает в развитии - что делать и к каким врачам обращаться?

С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями.

Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Читайте также:  Как перевоспитать избалованного ребенка - советы психолога

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.
  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Запишитесь на консультацию!

Источник: http://karkusha.su/priznaki-otstavaniya-razvitiya-rebenka-v-2-goda/

Речь ребёнка: что делать, если ставят диагноз «задержка речевого развития»

Если задержку речевого развития у ребёнка уже выявили, родители часто впадают в две крайности: либо отрицают проблему, либо кидаются решить её буквально за месяц

Почему родители не хотят соглашаться с врачами? Многие не могут распознать особенности развития своего ребёнка, но их сразу увидит специалист.

Родители представляют, что и другие дети тоже плохо разговаривают, и их малыш ничем не хуже. Кажется, что придёт время, и он тоже будет болтать быстрее других сверстников. Но нерешённая речевая проблема двух-трёх лет может перерасти в более сложный вариант перед школой или создавать трудности уже в обучении.

Ребёнку даже могут отказать в поступлении в желаемую школу.

Но и записывать малыша сразу же в несколько групп раннего развития и покупать десяток развивающих игрушек тоже не стоит. Проблемы речевого развития часто решаются намного проще, если сами родители интенсивно подключатся к их решению.

Для начала мама должна быть уверенна, что у ребёнка нет других особенностей здоровья: не снижен слух, отсутствуют двигательно-моторные нарушения или постоянное психо-эмоциональное напряжение.

Врачи отоларинголог, невролог и психолог помогут с выяснением и устранением таких проблем. Можно ещё раз пройти того специалиста, который поставил вам ЗРР. На приём приходите, когда малыш хорошо отдохнул, спокоен и весел.

Спрашивайте у врача: по каким признакам был поставлен диагноз, как помочь ребёнку, куда можно обратиться в вашем городе.

Часто врачи назначают медикаментозное лечение — не стоит этого бояться, оно может быть эффективным. Кроме того, специалист обязательно посоветует вам лично заниматься с ребёнком.

А как? Что раньше происходило не так? Родители стараются сделать для малыша максимум: правильно кормят, красиво одевают, следят за режимом, сами читают книги о  воспитании и при этом часто не замечают, что их крохе не хватает общения. «О чём можно поговорить с грудничком, если он всё равно ничего не понимает?» – думают взрослые.

Ошибка многих современных родителей в том, что они не видят личности в своём малыше с момента его рождения. А психологи говорят обратное: уже с рождения ребёнок готов воспринимать и впитывать информацию, понимает обращённую к нему речь.

Представьте, что ваш ребёнок – это инопланетянин, и человечество поставило перед вами важную миссию – научить его говорить. Он разумный, развитый индивид, но ничего на нашей планете не видел.

Вы должны рассказать о каждом предмете и явлении: для чего предназначено, откуда взялось, какого цвета, формы и т.д.

Не бойтесь переборщить и говорить постоянно, как попугай – именно это и нужно вашему крохе.

Многие психологи так же могут посоветовать убрать большинство игрушек из дома. Оставьте только самые любимые и полезные: куклы для ролевых игр, книги для пересказа сказок по картинкам, карточки с названиями животных, предметы для развития мелкой моторики

Мелкая моторика напрямую связана с памятью, вниманием, зрением и восприятием. Для каждого возраста важно выполнять определённые упражнения.

Наиболее распространённые и интересные для детей игры: ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги, перелистывание страниц, нанизывание бусинок на верёвочку или леску, перебирание круп, завинчивание крышек, собирание мозаик и пазлов, рисование, лепка, игры в песке, вырезание, аппликации и другие.

Упражнения для занятий с песком ищите в нашей статье «Песочная терапия».

Занимайтесь каждый день, и вы заметите, как движение малыша становятся более ловкими и скоординированными. А за моторикой подтянется и речь. Побыстрее откажитесь от пустышки, чтобы рот был свободен для разговора. Любой специалист посоветует рассказывать и разучивать с ребёнком простые стихотворения. Любые занятия в доме или на улице можно сопровождать весёлыми стишками или считалочками.

При умывании можно говорить:

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!

При одевании:

Га-га-га, га-га-га, Вот колготки на ногах! Ва-ва-ва, ва-ва-ва, Влезли руки в рукава.

Очень полезно распевать с малышом детские песенки. Главное, чтобы слова были простые, понятные, а мелодия – приятная. Можно записать самые любимые песни на телефон и включать на улице или в машине. Но важно, чтобы родители тоже подпевали, объясняли значения слов, улыбались, были в хорошем расположении духа.

Позитивный настрой действительно очень важен. Чаще хвалите ребёнка за новое произнесённое слово, не жалейте объятий, поглаживайте по голове, целуйте, держите за руку. Кажется, что это всё мелочи, но из них создаётся эмоциональное единение ребёнка с родителями. Малыш становится уверенным, активным, хочет познавать окружающий мир и становится более общительным.

Советы эксперта по проблемам развития речи у ребёнка читайте в статье «Речь как основа совершенства: 10 вопросов к логопеду-дефектологу»

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:

Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник: https://lucky-child.com/blog/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-profilaktika-i-lechenie/

Ссылка на основную публикацию