Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать  физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу  исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например игровые интеллект тренировки онлайн.

Малышей обучают читать, писать и считать. Таким образом, дети начинают поэтапно приобщаться к учебной деятельности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями,  кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. Интеллектуальное развитие ребенка влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант — онлайн тренажеры для мозга «Викиум».
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Такие игры необходимы  для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток  будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

  • Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.
  • Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…
  • Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/razvitie-intellekta-u-detej.html

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета.

Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился.

Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Читайте также:  Дюфалак при грудном вскармливании - показания к применению

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям.

Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать
  • Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.
  • Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.
  • Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.
  • Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.
  • Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два  свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Источник: https://alldoshkol.ru/sposobnosti/razvitie-intellektualnyh-sposobnostej

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

 Анисимова Юлия Радиковна,
мл. научный сотрудник
КК ИПК и ППРО, г. Красноярск

В период дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, происходит становление двигательных и психических способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, образовательных и др.), оказывающих влияние на состояние здоровья и развития детей, по интенсивности воздействия важное место занимает физическое воспитание, как составная часть физической культуры.

Для современной образовательной системы проблема умственного развития и умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие будет ознаменовано информационной революцией, когда образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство.

Результаты многочисленных исследований показали, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных  организациях  ориентированы, преимущественно, на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных и других способностей, а также не создают предпосылок для их интегративного развития.

В процессе актуализации  обозначенной  проблемы  был разработан специальный комплекс   физических упражнений  для развития умственной сферы детей дошкольного возраста.

Суть данного комплекса  заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью.

Согласно принципу “однополюсной траты энергии”, сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении.

Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент.

С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями:
1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки);

2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания. Например, ходьба и бег, включённые в подготовительную часть занятия, превращались в игру “Слушай-действуй!”, во время которой дети должны были выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку – подскоки; под вальс – кружение и т.д., что способствовало не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие.

Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом.

Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием “Сложи похожее с похожим”. При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности.

Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре “Покажи отгадку”, когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов.

  Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Подобные задания с большим интересом воспринимались всеми детьми. Педагогические наблюдения выявили повышение познавательной активности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С.

Читайте также:  Акдс и полиомиелит одновременно: реакция на прививки, осложнения у детей

Выготского, “саму моторику”, переводя её на “новый и высший этаж” и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Таким образом, разработанная методика позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни.

Библиографический список

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. — М.: Айрис, 2005
  2. Венгер, JI. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : книга для воспитателя детсада / JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. — М. : Просвещение, 1988. 173 с
  3. Выготский Л.С. Психология / Л.С.Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008с.
  4. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л. С. Просвещение, 1996. – 24
  5. Камалетдинов В.Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: Монография. М.: Советский спорт, 2002.- 240 с.

Методики развития детей: физическое воспитание, повышении интеллектуальных способностей

Источник: http://xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai/intellektualnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-fizicheskogo-vospitaniya/

Влияние физического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста

В данной статье затрагивается тема влияния физического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. В статье идет речь о единстве интеллектуального и физического развития, взаимосвязи развития интеллекта и физических упражнений. Выделяются и описываются характерные особенности дошкольного возраста.

Автор отмечает , что одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности.

Автор приходит к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим воспитанием и интеллектуальным развитием.

«Сила есть — ума не надо». Как глубоко засела в нашем сознании эта поговорка. В обществе сложился стереотип о том, что человек, занимающийся спортом, не может иметь высокий уровень интеллекта. Но так ли это на самом деле? Ведь не менее известное выражение гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».

Для начала разберем понятия физическое воспитание и умственное развитие.

Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности.

Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека: внутренних органов, двигательной и костно-мышечной систем, сохранение и укрепление здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры, личной гигиены и способов поддержания здоровья и создания здорового образа жизни [1, с. 839].

Умственное развитие как уровень — это совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений [2, с. 432]

Отечественный учёный И.М. Сеченов отмечал, что мышечные движения имеют особое влияние на деятельность мозга. Другой не менее известный русский ученый И.П. Павлов также выдвигал мысль о единстве интеллектуального и физического развития [3, c. 172].

Взаимосвязь развития интеллекта и физических упражнений заинтересовала группу ученых из Америки. В 2011 году ими был проведен эксперимент.

Четыре группы мышей были помещены в различные условия: первая группа хорошо питалась, жила в клетках, где было много игрушек; вторая группа имела все то же самое, но помимо в клетке находилось беговое колесо; третья группа не имела ничего и питалась скудно; у четвертой группы было только беговое колесо, питание обычное. Результаты исследования показали, что у мышей, в клетках которых было беговое колесо, количество нейронов головного мозга увеличилось, чего нельзя сказать о тех, у кого колеса не было [4].

С чем же это связано? Все дело в том, что физические нагрузки способствуют нейрогенезу — рождению новых клеток головного мозга. Наилучшими катализаторами роста клеток мозга являются аэробные упражнения (бег, йога, интервальные тренировки, кроссфит).

Однако одними физическими упражнениями в развитии интеллекта не обойтись. Для того чтобы новые клетки мозга оставались сохранными, необходимо тренировать память, развивать речь, логическое мышление.

В этом и заключается взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического воспитания.

Детей от 3 до 6-7 лет принято относить к категории детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется высокой сензитивностью к всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что в данном возрасте наиболее интенсивно развивается интеллектуальная сфера.

Не секрет, что гармоничное развитие личности заключается в его комплексности и всесторонности, поэтому в дошкольном возрасте важно не только уделять внимание умственному, но и физическому воспитанию ребенка. А. Н.

Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».

В период дошкольного детства развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, аналогия, сравнение и др., является приоритетной задачей дошкольного образования, поскольку посредством их ребёнок имеет возможность в полной мере изучать окружающий мир.

Здесь мы не можем недооценить значение физического воспитания дошкольника, так как физические нагрузки стимулируют рост клеток головного мозга и, как следствие, развитие восприятия, внимания, памяти. Без этих составляющих когнитивной сферы развитие интеллекта невозможно.

Именно поэтому важно соблюдать комплексность в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, соблюдать баланс между умственной и физической активностью.

  • Одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.
  • Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного образовательной деятельностью, что особенно важно учитывать при планировании занятий в старших группах детского сада.
  • Важно понимать, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности.

Источник: https://novainfo.ru/article/15679

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Попробуйте наши игры и упражнения на тренировку внимания и памяти.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

  • Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
  • Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
  • Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Источник: https://logiclike.com/razvitie/intellekt

Преодолеем вместе

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2001). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний.

Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений.

У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других  повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

Нарушения физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями:

  • отставания в массе тела;
  • отставания в длине тела;
  • нарушения осанки;
  • нарушения в развитии стопы;
  • нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
  • парезы верхних конечностей;
  • парезы нижних конечностей;
  • отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
  • деформации черепа;
  • дисплазии;
  • аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей:

  • точности движений в пространстве;
  • координации движений;
  • ритма движений;
  • дифференцировки мышечных усилий;
  • пространственной ориентировки;
  • точности движений во времени;
  • равновесия;

2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств:

  • силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
  • быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
  • выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%;
  • скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%;
  • гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Читайте также:  Как развивать ребенка в 2 месяца: игры и занятия с двухмесячным малышом

Нарушения основных движений:

  • неточность движений в пространстве и времени;
  • грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
  • отсутствие ловкости и плавности движений;
  • излишняя скованность и напряженность;
  • ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца.

Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. Специалисты отмечают характерные для детей с интеллектуальными нарушениями быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость.

У многих детей встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты. Среди сопутствующих нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.

Несмотря на то, что интеллектуальные нарушения — явление необратимое, это не значит, что они не будут развиваться, в том числе и в двигательной сфере.

Постепенность и доступность при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

По данным ученых, 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от сверстников.

Занятия по физическому развитию с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо начинать с раннего возраста, заниматься регулярно и непрерывно в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка. Содержание занятий при этом практически не будет отличаться от занятий со здоровыми детьми.

Необходимо понимать, что основной формой помощи таким детям будет постоянный показ упражнения, физическая поддержка при выполнении, многократный повтор.

Такие дети быстро утомляются, поэтому в работе с ними рекомендуется игровой характер упражнений с опорой на понятные детям образы: походи как мишка, попрыгай как зайчик, ходим как гуси и т.д.

Дети с интеллектуальными нарушениями могут успешно заниматься многими видами адаптивного спорта: плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, велоспортом, конным спортом, футболом, теннисом, настольным теннисом, горнолыжным и лыжным спортом. Для людей с интеллектуальными нарушениями проводится Специальная олимпиада (состязания по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, академической гребле).

Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/fizicheskoe-razvitie-detej-s-intellektualnymi-narusheniyami/

Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы

введение

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.

Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития (С.Б. Шарманова, 1995; В.П.

Озеров, 2002; А.А. Горелов и др., 2002).

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 1999).

Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и духовного развития занимающихся, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся (Ю.М. Николаев, 1999).

При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К. Спирина, 2000).

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях. При анализе литературы мы обнаружили только несколько работ, посвященных практической реализации этого вопроса (И.К. Спирина, 2000; В.А. Баландин, 2001; И.Н. Селиверстова 2003; Ф.Р. Козицына, 2002).

Изложенные факты свидетельствуют о наличии противоречия между многочисленными теоретическими данными, подтверждающими наличие тесной взаимосвязи двигательного и умственного развития детей, и недостаточностью методик их сопряжённого развития. Из противоречия вытекает проблема поиска средств и методов одновременного повышения уровня умственного и двигательного развития дошкольников в процессе физического воспитания. Это определило выбор темы исследования:

  • Объект исследования — учебный процесс по физическому воспитанию, направленный на развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы
  • Предмет исследования — методы и средства развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы
  • Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать методику физического воспитания, направленную на развития физических и интеллектуальных способностей возможностей дошкольников старшей группы.
  • Гипотеза исследования: мы предположили, что развития физических и умственных возможностей дошкольников старшей группы будет наиболее успешным за счёт:
  • ·избирательного сочетания средств физического воспитания и средств интеллектуального развития;
  • ·учёта половых особенностей дошкольников старшей группы;
  • ·организации отдельных занятий раздельно для мальчиков и девочек;
  • ·дифференцированного подхода к развитию физических и умственных возможностей дошкольников старшей группы;
  • ·использования, физических упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях.
  • Задачи исследования:

. Проанализировать литературные источники по теме исследования.

2. Исследовать особенности развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы.

3. Экспериментально апробировать методику развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы.

  1. Научная новизна исследования состоит в том, что:
  2. . Выделены физические упражнения, прямо или опосредовано способствующие развитию физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы,
  3. 2. обоснована методика развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы,

. Выявлено, что у мальчиков стершей дошкольной группы к наблюдается прирост физических качеств, характеризующих уровень физической подготовленности, а у девочек, наоборот, прирост психических процессов, характеризующих уровень интеллектуального развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория и методика физического воспитания дошкольников дополнена положениями о методах сопряжённого развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана методика развития физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы. Разработаны рекомендации по сочетанию двигательных упражнений с упражнениями интеллектуальной направленности.

На защиту выносятся следующее положение.

Взаимосвязь в процессе физического воспитания физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы создаёт условия для овладения разными видами познавательных действий, лежащих в основе умственного развития, способствует взаимному влиянию упражнений умственной направленности на развитие физических качеств, определяющих уровень физической подготовленности детей и обуславливающих уровень интеллектуального развития.

Архитектоника работы. ВКР состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 56 страницах компьютерного текста и содержит 8 таблиц. Указатель литературы включает 78 источников.

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Формирование гармонично и всесторонне развитой личности как идеальная цель воспитания

Определение целей и задач воспитания, под которым понимается целенаправленный организованный процесс создания условий и стимулирования развития; личности (24), имеет большое теоретическое и практическое значение, т.

к. во-первых, обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Во-вторых, целевая направленность воспитания оказывает непосредственное влияние на работу педагога (71).

Под целью понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (49). Целью воспитания является теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни (32, 40).

С.И.Гессеном был обоснован феномен двойственности целей любой деятельности, в том числе педагогической. Одни цели, по его мнению, являются) задачами, допускающими полное и окончательное разрешение. Другие цели — «безусловные» являются заведомо недостижимыми. Они указывают путь, по которому можно продвигаться в бесконечном прогрессе, но пройти который до конца никому не дано (15).

Этой же точки зрения придерживается С.А. Козлова (34), а так же П.И. Пидкасистый с соавторами, добавляя, что достижение цели означает смерть — духовную либо физическую (52).

Исследователи отмечают, что на протяжении всей истории своего существования педагогическая наука чаще всего при постановке цели опирается на идею гармоничного развития личности (9,22, 26, 34, 38, 40, 48). Гармония (гр.

harmonia связь,, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое органичное целое (). Однако однозначное представление о гармонично развитой личности нам обнаружить не удалось. Вероятно причин этому много.

Замечено, что в общечеловеческой системе научного знания имеется ряд категорий; являющихся эталоном и высшей ценностью для некоторых научных областей: «истина» в философии; «жизнь» в биологии; «здоровье» в медицине или «гармонично развитая личность» в педагогике.

Отсутствие универсального и исчерпывающего определения для каждой из этих категорий не является препятствием к дальнейшим исследованиям в этом направлении (11).

Так, по мнению Т.А. Ильиной (26) гармоничное развитие достигается на основе реализации соразмерного, согласованного единства всех сторон воспитания. Этой же точки зрения придерживается И.Ф. Харламов (74). Б.И.

Додонов (22) считает, что структура личности приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её сторон, а в результате максимального развития! тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности. У Ю.К.

Бабанского (51) гармоничное развитие личности означает оптимальную соотнесённость всех сторон её воспитанности с учётом полной реализации духовных, нравственных и физических возможностей. Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина, гармония достигается не только на основе связи и взаимодействия, но и на основе взаимосодействия (3).

Мы понимаем под гармоничным развитием такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого.

В педагогике термин «гармония» употребляется в единстве с термином «всесторонний». Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны.

Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами.

Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне (9).

Идея гармоничности развития личности уходит своими корнями во времена Древней Г

Источник: https://www.studsell.com/view/23435/

Ссылка на основную публикацию