Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Хочу пропиарить книжку, по которой Олеся научилась читать.

Не то, чтобы совсем научилась, но начала. Сейчас ей 3 года 10 месяцев. Видео, где она читает по этой книжке, у меня в дневнике, временно закрепила этот пост наверху.

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Книгу я купила полгода назад по чьему-то отзыву здесь же, на Бебиблоге. Не то, чтобы я собиралась учить Олесю читать, скорее из соображений «пусть лежит, в итоге пригодится».

Олеся, увидев новую книжку, проявила интерес, я в ответ показала ей, как складывать самые простые слоги, она схватила быстро. Мы дня три позанимались (по инициативе дочери), минут по десять каждый раз, и все.

Дочь к книжке не возвращалась, я не настаивала.

И вот месяц назад Олеся наткнулась на книжку, снова притащила ее мне — «Давай учиться читать!» На удивление, она не забыла, как складывать слоги. Мы еще раз пять позанимались, на этот раз примерно по 20-30 минут. Ну, позанимались — громко сказано, я прочитывала несколько типовых слогов, дальше Олеся.

В книге рекомендуется отрабатывать слоги по много раз, пока ребенок не будет легко и не задумываясь читать то, что уже прошел.

Мы читали по одному разу, и то, через кое-что перескакивали.

Так вот, после этих «еще пяти» занятий, она уже читала короткие трех и четырех буквенные слова, имена детей (на сканах видно), а затем и слова из пяти букв. Может читать и несложные предложения из двух-трех слов, вроде «мама ела суп» (как в книжке).

Я не утверждаю, что это все из-за такой волшебной книги. Возможно, дочке это легко далось.

Но в книге очень хорошо подан материал: порядок изучения, последовательность гласных в изучаемых слогах, размер шрифта, разделение на слоги, рисунки к словам. Мне все понравилось.

Даже если бы мы потратили на обучение чтению гораздо больше времени, все равно, мне кажется, именно эта книга была бы хорошим помощником.

На видео дочка читает слова на с.34 (на сканах видно). Эту страницу читает впервые.

Теперь, в принципе, осталось оттачивать, но будем делать это ровно в той мере, в какой она сама захочет.

На фото ниже я сначала привожу практически все страницы подряд, чтобы вы понимали, какой материал и в какой последовательности предлагается. Пропустила только алфавит, он там тоже есть перед слогами.

Примерно с половины книги начинаются тексты для самостоятельного чтения, которые усложняются по мере продвижения вперед, а также в какой-то момент убирается разделение на слоги.

Сама книга хлипковата, на первом фото видно, что уголок уже оторван, страницы довольно тонкие, но это второстепенно, на мой взгляд. Свою функцию выполнит, и ладно.

Теперь фото (много, как обычно:))

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

«Как научить ребенка читать», С.Федин, О.Федина, изд. «Айрис-Пресс»

  • В Лабиринте
  • В My-shop
  • Кстати, для тех, кто изучает абзуку и начинает читать, есть еще веселая и увлекательная книга про буквы, слоги, слова и родную речь: «Занимательная азбука», А.Шибаев

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3179921

9 книг, которые научат читать

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Раннее обучение чтению, как и стремление заниматься с ребёнком ранним развитием, — тенденция последних лет. Издательство Clever рекомендует, какие книги стоит использовать для занятий с малышом, чтобы не только научить его узнавать буквы и складывать из них слова, но и привить настоящую любовь к чтению.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Букварь. Учимся читать с 2-3 лет

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

В каком возрасте уже пора учить буквы с малышом? Наши авторы, педагоги со стажем, Ольга Узорова и Елена Нефедова, считают, что начинать можно уже с двух лет! Рано? Скучно? Ни в коем случае! Детишкам очень нравятся буквы и игры с ними. Вот, например, буква «З», которая жужжит, как муха, а вот — буква «Р», она рычит, как лев. А ещё малышей приводит в восторг то, что из букв можно складывать слоги и слова.

Задания в книге подобраны так, чтобы дети в 2-3 года не скучали над её страничками, а с интересом знакомились с новым, играя и шутя. Это сильно пригодится им в будущем: зная все буквы, заниматься по «взрослым» букварям гораздо проще.

Тетрадь-Букварь. Учимся читать и писать с 2-3 лет

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Эта тетрадка — идеальная пара к Букварю. В ней нет никаких сложных уроков и скучных занятий.

Новое издание основано на эффективной методике обучения чтению и письму Ольги Узоровой и Елены Нефедовой. Главная идея методики — увлечь и заинтересовать ребёнка, а значит, скучать не придётся. Чтобы максимально помочь родителям, мы вынесли в начало тетради подробную инструкцию о том, как правильно заниматься по ней с малышом.

Информация подаётся в игровой форме, с яркими картинками-примерами. Теперь каждый новый урок — игра, а не простое обучение чтению. Занимайтесь по тетради и закрепляйте знания с разрезной кассой букв. С ней можно научиться не только читать, но и писать небольшие слова и даже мини-предложения!

Тося-Бося играет с буквами

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Тося-Бося не сидит на месте, её всегда тянет к новому и интересному. В новой книге весёлая непоседа будет не только играть и шалить, она будет учить буквы. И ваш ребёнок в простой и увлекательной форме познакомится с алфавитом вместе с ней.

У Тоси-Боси для вас приготовлено множество заданий: узнать слово и дописать первые буквы названий предметов, дорисовать буквы по одной из половинок, раскрасить картинки, вычеркнуть лишние буквы в словах и собрать правильные слова из перепутанных букв.

А ещё мы подготовили много интересных фактов. Из книги вместе с Тосей-Босей можно узнать о древних видах письма, о сложных символах и иероглифах, которыми заменяли длинные слова. И если писать обычные буквы пока не получается, можно попробовать придумать собственные иероглифы вместе с ребёнком.

Винни и его друзья. Учим алфавит

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Блокнот-тетрадка с игровой азбукой для детей от 3 до 6 лет с любимым другом многих ребятишек — медвежонком Винни и его компанией.

На её страничках собрались все буквы алфавита. Каждую букву сопровождает маленький стишок, в котором она обыгрывается, и интересное задание, связанное со стишком.

Рисуйте портреты друзей Винни, выбирайтесь из лабиринтов, поливайте овощи и собирайте мёд, одновременно запоминая буквы алфавита.

Отличный выбор для тех мам, которые стремятся отвлечь ребёнка от экрана телевизора или хотят занять ребёнка в дороге с максимальной пользой.

Азбука животных. Блокнот с играми и заданиями

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Блокнот на липучке — беспроигрышный ход, чтобы привлечь внимание маленького непоседы к изучению букв родного алфавита. Дети обожают липучки, особенно если за ними скрывается что-то интересное!

В этом блокноте мы собрали 150 творческих заданий, выполняя которые ребёнок будет развивать мелкую моторику, память, внимание, координацию, а также научится правильно держать в руке карандаш.

Ведь без помощи паучок не попадёт в лес, рыбки останутся без теней, а лось так и будет бродить по лабиринту! Как же тут не помочь? А звери в благодарность за это покажут непоседе все буквы, научат писать их и даже разгадывать ребусы.

В стране букв. 200 игровых заданий

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Психологи и педагоги утверждают, что лучше всего дети учатся в игре. Да и родителям играть с детьми намного приятнее, чем устраивать скучные занятия чтением и письмом.

Отправляйтесь в страну букв с книгой Светланы Воскресенской. Под обложкой вас ждут 200 разнообразных заданий для начального обучения чтению и письму. Узнавайте новые буквы, ищите их в словах, придумывайте забавные рассказы по картинкам, пишите и рисуйте крючки и закорючки!

Каждый разворот книги состоит из нескольких заданий на определённую букву. Двигаясь от простого к сложному, ваш ребёнок научится сначала читать, а потом и писать печатные буквы и даже слоги. А те родители, которые любят тщательно изучать различные методики, найдут подробную инструкцию для занятий в начале книги.

Я учу буквы. Азбука-узнавайка

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Азбука-узнавайка — это удобная коробочка с 32 волшебными карточками и подробной инструкцией для родителей. Чтобы начать весёлую игру, нужно только достать их все и выбрать нужную.

Каждая карточка познакомит малыша с одной из букв русского алфавита, расскажет, в каких словах эту букву можно найти и научит правильно её писать. Писать, кстати, можно прямо на карточках: они многоразовые, нужен только стирающийся фломастер.

Я учусь читать. Узнай слово!

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Ещё одна красивая коробка на верёвочке, в которой спрятались 32 карточки с заданиями. Они познакомят малыша с буквами и помогут научиться читать.

Чтобы хорошо запомнить каждую буковку, нужно сначала научиться её находить. Нашли? Теперь можно читать коротенькие слова. И слова из двух слогов. А потом и из трёх! Вот и научились читать.

А ещё кроме правильных слов на карточках скрываются «неправильные», которые нужно обязательно найти и подчеркнуть.

Подчёркивать и рисовать можно прямо на карточках: они многоразовые, как и в «Азбуке-узнавайке», и очень удобные.

Я учусь писать. Логические прописи

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

И снова коробочка, но на этот раз более сложная. Она отлично подойдёт тем мамам и деткам, которые уже познакомились с буквами и хотят научиться их писать. На 32 карточках малышу предстоит рисовать линии, закорючки и различные элементы букв, а потом и сами буквы. Иногда для этого придётся посчитать, например, чтобы нарисовать столько больших букв Ф, сколько на картинке шарфов, и столько маленьких букв Ф, сколько на картинке туфель.

  • Писать, рисовать и штриховать в «Логических прописях» можно на самих карточках, ведь они многоразовые.
  • Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку
  • 5 игр, чтобы развлечь дошкольника и не почувствовать себя идиотом
  • 6 слов, которые вы имеете право писать по-разному

Источник: https://mel.fm/blog/clever/58497-9-knig-kotoryye-nauchat-chitat

Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?

2016-07-24

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей.

Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева).

Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения.

Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, играет со словами и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать.

На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой.

С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит.

Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете  «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Читайте также:  Сегментоядерные нейтрофилы - норма у детей и варианты отклонений

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».

Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует.

 Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет.

Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду.

Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания.

В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению.

«Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав.

И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия.

Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова.

Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала.

Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью.

И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми.

Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Чтение по методике Зайцева

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами!  Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок.

То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем  и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова.

 Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой, и в тех же кубиках Чаплыгина.

Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады).

В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики. Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. Множество игр можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход.

Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева, Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д.

(Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь.

Как научить ребенка читать по слогам и какие учебники выбрать?

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным.

Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу.

Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка.

Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению.

Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека.

Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

  • И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:
  • ПЕРВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
  • ПУТЕШЕСТВИЕ В ПУСТЫНЮ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАГАДКИ, ПОДЕЛКИ
  • УЧИМ ДНИ НЕДЕЛИ С РЕБЕНКОМ
  • Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/kak-pravilno-uchit-rebenka-chitat-ili-kakuyu-metodiku-obucheniya-chteniyu-vybrat.html

Как учить читать? по какому букварю учить читать?

ХОЧУ ЧИТАТЬ! ХОЧУ УЧИТЬ ЧИТАТЬ!

Чем заниматься с ребёнком до 4,5 лет, если очень хочется учиться читать, я писала в другом посте.А сегодня об обучении.

Читайте также:  Слабый мышечный тонус у ребенка: причины гипотонуса. лечение в домашних условиях

Итак, вашему ребёнку исполнилось 5 лет? Хочется учить читать? А как? По слогам? Прочитайте 2 текста ниже. Какой из них вам легче понять?

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мо-й да при-шла к лес-но-й из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-де-й: от-ца зва-ли Ми-ха-й-ло По-та-пыч, мать — Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку — мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст — мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Три медведя.

Однажды пошла Маша в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой да пришла к лесной избушке. В домике этом жила семья медведей: отца звали Михайло Потапыч, мать — Настасья Петровна, а их маленького сынишку — медвежонок Мишутка. Дом был пуст — медведи ушли гулять по лесу.

Этот пример показывает, что чтение целыми словами проще для глаз и для мозга. Что проще, составлять из отдельных кусочков целое, или воспринимать сразу целое? Детскому мозгу трудно дробить на части, проводить анализ.

Ему гораздо легче воспринимать целое. Но и синтез ещё сложен, так как из частей соединить трудно, чтобы увидеть отстранённо картину целиком.

Обучение чтению аналитико-синтетическим методом предполагает, что для этого нужно владеть операциями анализа и синтеза.

Что же нам остаётся? Давать целые слова. Но просто набор слов не научит ребёнка читать. Кроме того, чтение – процесс, требующий волевого усилия.

По своим свойствам мозг у детей в 5 лет, а порой и в 6 лет, ещё не настолько хорошо умеет усилием воли себя сдерживать, концентрировать, занимать тем, что неинтересно. Поэтому учить нужно так, чтобы было интересно.

А интересно ли ребёнку читать слоги? Ма, ба ва, да… абракадабра какая-то. Но без слогов или складов невозможно научить читать, так как это удобные части слов, встречающиеся в разных словах. Поэтому авторы пособий по-разному пытаются использовать слоги.

На мой взгляд, самый удачный вариант из букварей, это Резниченко Татьяны Семёновны, «Занимательный букварь». Когда-то мне его посоветовала логопед, очень грамотный специалист, постоянно развивающийся в области логопедии.

Чем хорош этот букварь? Конечно, можно сесть и разработать свою систему. А можно взять уже то, что придумано. Плюсы букваря Резниченко.

+ Простые, понятые ребёнку слова.Чтение слов сразу после введения первых 4 согласных. Это даёт ребёнку желание читать дальше.

Вот «баба» и «дама» — это же понятно! А «да» и «ма» сами по себе ещё не скоро станут в детской голове понятным словом. И ребёнку ИНТЕРЕСНО читать слова и понимать их сразу, а не когда-то потом.

Главное, что даёт чтение, и почему мы, собственно все читаем, — это ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ПРОЧИТАННОГО.

+ Интерес.То, что смешно, может быть трудным? Учить читать нужно весело, в играх. Именно интерес побуждает ребёнка в букваре Резниченко читать.

+ Совместное чтение с ребёнком. Даются короткие стихи, в которых крупным шрифтом слова, которые читает ребёнок, а остальной текст читает взрослый. Со временем тексты становятся больше.

+ Наработка навыка чтения слогов. Сначала даются для запоминания гласные буквы. В отличие от традиционных букварей, с момента появления согласного, сначала начитываются слоги с одной гласной, а уже потом с другими. Простая вещь, а эффект выше.

Помимо этого, слов с разными согласными гораздо больше, потому что согласных больше, чем гласных. Отсюда и интерес, слоги и из них тут же слова, разные слова, а не «мама», «папа», которые быстро надоедают. И нет жутких для ребёнка «Мама мыла раму», потому что кроме «М» и «Л» других согласных не дали.

Отсюда ещё один плюс +быстрое введение согласных.

+ Беглое осмысленное чтение. Если слова зрительно не дробить на искусственные кусочки, а давать целиком, то читая «дача» ребёнок представляет себе конкретную дачу, а не набор букв, непонятно о чём повествующих.

Я не очень понимаю, зачем сначала искусственно «нарезать» слово, а потом усиленно учить снова «склеивать». Ведь все буквари послогового чтения затем предлагают книгу «Учимся читать целыми словами» и тому подобные, где у детей пытаются возродить интерес к чтению.

А зачем, не лучше ли этот интерес изначально поддержать?

Конечно, все дети индивидуальны. Но я ещё не видела такого, чтобы за неделю ребёнок БЕГЛО читал слова «Ира», «Юра», «каша», «Паша», «Маша» и т.д. Бегло, это значит практически с той же скоростью, с которой мы говорим.

Опыт обучения чтению детей по другим букварям у меня был, 2 школьных выпуска, а затем началась работа в семейном клубе, и поиск оптимального варианта обучения чтению. Яркий пример. Папа привёл девочку, которую учили читать в другом клубе по букварю Жуковой в течение полугода.

У ребёнка, кроме того что напрочь отсутствовало желание читать, была особенность, зрительная память была развита хорошо, а слуховая ну очень слабо. При обучении чтению она не ориентировалась на буквы или слоги, а пыталась угадать слово, глядя на рисунок, сопровождающий запись.

МЫ занимались с ней 2 недели, использовали материалы из рабочих тетрадей у букварю Резниченко, и мои разработки, выполненные в едином с букварём Резниченко педагогическом ключе. За 2 недели ребёнок понял, что такое чтение, и самостоятельно прочёл дома первую книгу, сказку «Репка».

Всё, больше им не пришлось ходить ко мне учиться читать. Там были другие проблемы, которые тоже нужно было решать, но вот с чтением был получен желаемый результат.

— «Минус» Букваря Резниченко.Для меня – это периодически встречающиеся слова, разделённые чёрточками: ка-ра-пуз. Я в своём домашнем букваре заменила их, приклеила распечатанные на принтере слова: карапуз.

И в завершение. Если вы хотите научить ребёнка читать, пользуйтесь принципом «Лучше меньше, но чаще». Пусть это будет одна строчка за день, но каждый день.

Цитирую Татьяну Джало: «Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно».

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/449305106-261800170/

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать.

Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении.

Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период.

Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми.

А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

  • Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
  • – у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
  • – у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
  • – ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
  • – фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике.

Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво.

Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем.

Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Читайте также:  Сельдерей при грудном вскармливании: польза и вред, рецепты для кормящих мам

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой.

Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки.

Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

  1. КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ
  2. 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :
  3. СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова.

Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения.

Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

  • СОВЕТ 7
  • После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».
  • СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги.

Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака.

Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза.

В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка.

В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения.

Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса.

В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ 

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению.

Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно.

Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.

  1. УРОК 1
  2. Как правильно развить у ребенка зоркость
  3. Попробуйте выполнить такое задание:

– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

  • УРОК 2
  • Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка
  • Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.
  • Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

  1. УРОК 8
  2. Смотрите диафильмы
  3. Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.
  4. УРОК 9
  5. Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

  • Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.
  • УРОК 10
  • Поиграйте в ролевое чтение.
  • Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.
  • УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/proverennyjj-metod-kak-pravilno-nauchit-rebenka-chitat-beglo-po-bukvam/

Ссылка на основную публикацию