Ребенок не хочет спать в детском саду — заставлять или нет?

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом.

Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием.

И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, излишне активного ребенка она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат — оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном — факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель — это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом.

В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов.

Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось.

Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события.

Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как помочь адаптироваться: советы психолога

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

В 3 года ребенок не хочет идти в садик, советы психолога, что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался:

  • нельзя поддаваться на крики и истерики, и уже придя в сад, разворачиваться у самых дверей и вести кроху обратно домой;
  • не затягивать сцену прощания, иначе истерика грозит затянуться надолго. Перед уходом мама должна сказать, что обязательно вернется, чтобы малыш не думал, что его бросают;
  • если первое время кроха сильно плачет после ухода мамы, ему очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад;
  • дома играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации. Одну из игрушек можно дать с собой, чтобы кроха с ней спал или просто хранил в своем шкафчике;
  • не стоит делать перерывы в посещениях без объективных причин (например, болезнь), это гарантированно затянет адаптационный период;
  • в присутствии крохи не отзываться негативно о поведении других детей или воспитателя. Напротив, говорить, что детки в группе все хорошие, к тому же воспитатель их любит;
  • дома максимально оградить нервную систему крохи от перегрузки. Малыш и так получает большой всплеск эмоций в саду, потому вместо мультиков лучше вместе почитать книжку или поиграть конструктором.

Также немалую роль играет правильный режим дня. Если ребенок привык поздно ложиться спать, он утром будет не выспавшимся.

Дети в возрасте до 7-ми лет должны спать ночью не менее 10 часов, потому отбой должен быть не позже 21.00. Хорошо отдохнувший ночью малыш, не так остро воспримет уход мамы.

А чтобы он не видел реакции своих товарищей на расставание с мамой, можно попробовать приводить его чуть-чуть позже, когда в яслях уже царит веселье.

В период адаптации нужно больше уделять внимания малышу, даря ему свою любовь и ласку. Важно объяснить, зачем необходимо посещать сад, чтобы у него не возникло мыслей, что это наказание.

Советы психолога: как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы крохе было проще адаптироваться, он должен иметь некоторые навыки и умения, с помощью которых он сможет самостоятельно себя обслужить. Ведь часто нежелание посещать сад объясняется тем, что малыш не может без помощи мамы делать элементарные вещи. Что необходимо уметь ребенку, чтобы легче адаптироваться:

  • держать ложку и кружку;
  • пользоваться горшком;
  • частично одеваться/раздеваться;
  • внятно заявлять о своих физиологических потребностях.

Кроме этого, родители должны обучать малыша взаимодействовать с другими детьми, чаще гуляя с ним на детских площадках. Обязательно нужно заранее рассказывать крохе, что он тоже будет ходить в садик, чтобы впоследствии это не стало для него полной неожиданностью.

Чтобы не столкнуться с ситуацией, в которой ребенок не хочет ходить в садик, психологи советуют буквально с самого рождения прививать ему мысли о неотвратимости посещения яслей. На прогулках прокладывать маршрут мимо детского сада с гуляющими детьми. Говорить о том, как там весело и интересно. Постепенно у малыша сформируется четкое осознание того, что и он скоро будет там весело играть.

Психологи советуют выстроить режим дня с ранним подъемом до того, как начать водить кроху в сад. Это поможет избежать капризов, связанных с резким изменением распорядка дня.

Очень важен правильный настрой мамы, ведь дети очень чутко чувствуют психологическое состояние взрослых. Если мама с тревожностью воспринимает необходимость водить свое чадо в сад, малыш обязательно это почувствует. Мама должна себя убедить, что сад — это хорошо, и ее крохе принесет неоспоримую пользу. Тогда и малыш когда придет время воспримет это спокойно.

Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад

Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.

Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:

  • нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
  • некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
  • желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
  • нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
  • категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.

Также психологи утверждают, что начинать водить карапуза в сад нецелесообразно ранее достижения 3-х летнего возраста. В два года дети не умеют играть вместе, им неинтересно со сверстниками, потому карапуз будет проситься к маме. И если нет объективной причины ходить в садик с 2-х лет, лучше это начинать делать после 3-х.

Что делать родителям, если ребенок плачет в садике — советы психолога

Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:

  • по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
  • собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
  • не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
  • отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
  • расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.

Также психологи советуют не обсуждать истерики малыша с другими членами семьи так, чтобы он это слышал. Воспринимая беспокойство мамы, он будет сам испытывать постоянное чувство тревоги.

Читайте также:  Игрушки для ребенка 9 месяцев: какие нужны малышу, что можно сделать своими руками

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме.

Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно.

Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/rebenok-ne-hochet-hodit-v-sadik-i-plachet-chto-delat-sovety-psihologa/

Спать или не спать – ребенок не хочет спать в детском саду. Как правильно будить ребенка?

Часто причины отказа детей спать в детском саду настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.

  1. Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает адаптационный период – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
  2. Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; бутылочка с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
  3. Позднее пробуждение по утрам, например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже 22.00 часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с 13.00 до 15.00-15.30, поэтому малыш, проснувшись утром позже 7.00 часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
  4. В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
  5. Боязнь отлучения от матери, разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.

Конечно, всем родителям необходимо помнить о том, что ребенок – это не собачка или котенок, не игрушка и не «солдат», обязанный подчиняться всем приказам, а живой человек со своими желаниями, ощущениями, сознанием и разумом, хотя еще и очень маленький.

Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.

Важно понимать, что не все случаи упрямства и отказы детей что-либо делать основаны на мимолетных желаниях пошалить. Многие капризы имеют более глубокие корни, связанные с обстановкой в семье, отсутствием необходимого внимания, а иногда даже дискомфортом или нездоровьем.

Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.

Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.

Спать или не спать?

  • Дневной сон очень важен, да и необходим для полноценного физического и умственного развития растущего организма ребенка.
  • Малыши, которые привыкли спать днем, гораздо активнее, общительнее и дружелюбнее тех ребят, которые отказываются отдыхать в дневное время.
  • Кроме того, такие детки, отдыхая физически и накапливая энергию, намного легче приспосабливаются к жизненным переменам и быстрее усваивают информацию.

С физиологической точки зрения дневной сон помогает ребенку вывести из организма излишки кортизола – гормона стресса.

Оптимальное количество его в естественной норме обеспечивает организм малыша необходимой энергией, а вот его переизбыток мешает уснуть. Кортизол имеет накопительное свойство – чем меньше ребенок спит днем, тем выше уровень гормона, и тем сложнее уложить малыша вечером.

И наоборот, если днем ребенок выспался, тем легче его уложить на ночь. Как бы парадоксально ни звучало, но с научной точки зрения сон всегда порождает сон!

Согласно статистике, сон – это естественный процесс и жизненная необходимость каждого человека, а потребность в сне меняется с возрастом.

Так, например, новорожденный младенец спит почти целые сутки, бодрствуя всего 4-5 часов.

Дети в возрасте от года до трех должны спать 12-14 часов, а вот малыши постарше, от 3 до 6-7 лет, могут спать уже меньше – 10-12 часов. И, конечно, 1,5-2 часа от этого времени все же приходится на дневной сон.

  1. Конечно, все статистические данные немного усредненные, ребенка невозможно «подогнать» под определенные стандарты, да и не стоит этого делать.
  2. Кому-то нужно много спать, кому-то – гораздо меньше.
  3. Главным критерием общепринятой нормы сна все же считается здоровье ребенка, его хорошее настроение, жизнерадостность и улыбка.
  4. Потребность в дневном сне зависит от темперамента детей, фазы их развития (этапов не только физиологического, но и психологического взросления), а также некоторых временных факторов (например: прорезывания зубов, недомогания и даже перемены погоды).
  5. Не стоит торопиться и однозначно причислять ребенка к «мало спящим» детям – всегда необходимо объективно оценивать ситуацию и задавать некоторые вопросы: а достаточно ли спит малыш, просыпается ли он всегда в хорошем настроении, обеспечивает ли сон полноценный отдых ребенку.

Ответив на них, родители могут решать: стоит ли укладывать малыша днем. Недосыпание тоже вредно – кроме развития хронической усталости, расстройств нервной системы, оно может привести даже к задержке умственного развития ребенка.

Психологи пришли к выводу, что недосыпание повышает риск развития синдрома дефицита внимания у малыша, приводит к гиперактивности и проблемам с поведением.

Но и чрезмерный сон не полезен – малыши, спящие много и долго, становятся вялыми и неприветливыми, так могут развиваться многие патологические состояния.

Поэтому родителям необходимо тщательно следить за качеством сна ребенка и в первую очередь за его здоровьем, а потом уже делать какие-либо выводы.

Готов ли ребенок к отмене дневного сна?

  • Малыш взрослеет, его физиологическая потребность в сне значительно сокращается – это естественный процесс.
  • Чем старше ребенок, тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна.
  • Но родителям всегда следует помнить о том, что отказ от сна в дневное время значительно увеличивает нагрузку на нервную систему их чада, что может выражаться в частых капризах, возбужденном состоянии, особенно в вечернее время, ночных пробуждениях или раннем подъеме по утрам.
  • Несколько правил, помогающих определить готовность ребенка отказаться от дневного сна, были определены психологами и врачами-педиатрами многих стран мира:
  1. У малыша на протяжении всего дня сохраняется активность и доброжелательность, хорошее настроение.

  2. После даже непродолжительного сна днем малыш достаточно трудно засыпает вечером.
  3. Без дневного сна ребенок спокойно спит ночью, хорошо и без капризов засыпает вечером.

Если родители замечают, что малыш соответствует вышеперечисленным признакам готовности отказа от дневного сна, то не стоит настаивать на необходимости спать днем – лучше заменить время дневного отдыха на другие, более активные мероприятия, например: прогулки на свежем воздухе; развивающие игры и даже просмотр мультфильмов.

Замена видов отдыха

  1. Если малыш не посещает детский сад – у родителей не возникает проблемы, что предложить ему вместо дневного сна.
  2. Можно, например, водить ребенка на различные секции или кружки, просто гулять на свежем воздухе, если позволяет погода; больше времени уделить общению с малышом –  читать книги или вместе смотреть мультфильмы.

  3. Но если он ходит в детский сад, то проблема отказа от дневного сна встает гораздо острее.
  4. Сегодня практически не существует дошкольных учреждений, где дневной сон детей заменялся бы другими видами их деятельности, тем более для небольшой группы малышей (по физиологическим особенностям не все дети готовы полностью отказаться от дневного отдыха).

  5. У родителей и педагогов невольно возникает проблема, которую все же можно решать, используя несколько вариантов:
  1. Можно забирать малыша из сада на время дневного сна и водить его на различные кружки, а затем приводить обратно – ведь во многих садах и после полдника проводятся развивающие занятия.

  2. Совместно с некоторыми родителями, чьи дети также не спят днем, договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей. Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время в спортзале, на прогулке или же просто играя в свободном режиме вне спальни.

Педиатры и психологи советуют: при правильном формировании графика сна своего ребенка родителям необходимо прежде всего ориентироваться на здоровье малыша, его физиологические и психологические потребности и особенности.

  Как отучить ребенка ябедничать и откуда берутся дети-ябеды?

Укладывайте спать пораньше

Это не так сложно – рано ложиться и рано вставать, а днем делать перерыв на сон. Тогда растущий организм отдыхает и развивается. Не нарушая этот распорядок даже в выходные, малыш привыкнет. Тогда проблем с засыпанием и подъемом не будет.

Если днем ребенок по каким-то причинам не спал, то укладывать его нужно на час-полтора раньше. Правильный режим поможет развиваться нервной системе.

Малыш должен засыпать от 19.00 до 21.30 часов вечера. Заставлять его не нужно, просто создайте условия, чтобы ему хотелось засыпать раньше.

  • Перед сном посвятите время спокойным монотонным занятиям – раскраски, пазлы, книги;
  • Водные процедуры. Купание, умывание, чистка зубов. Можно купаться вместе с яркими резиновыми игрушками;
Читайте также:  Климатический комплекс для детской комнаты - какой выбрать?

Специальные детские средства с добавлением лаванды отлично расслабят и настроят на сон. Важно каждый вечер проводить эти процедуры в одно и то же время.

  • Собирание игрушек. Можно ребенку сказать: «Игрушки устали, хотят спать», и помочь ему их собрать. Таким образом, малыш и сам привыкнет, что после этого ему пора в кроватку;
  • Комфортная, удобная, любимая одежда. Летом ребенку не должно быть жарко, а зимой пижама должна быть теплой и мягкой. Желательно, чтобы детская одежда для сна была с его любимыми персонажами, животными. Также, малыши любят спать с мягкой игрушкой;
  • Сказка на ночь. Укладывая ребенка, расскажите ему какую-то добрую историю. Засыпанию помогут приятная негромкая музыка (звуки природы, классика), или аудиокниги со сказками;
  • Уберите подальше гаджеты, выключите телевизор и ноутбук. Желательно за час до сна приглушить в комнате свет, а перед сном оставить ночник.

Важно, чтобы эти ритуалы не повторялись идентично изо дня в день. Укладывать может как мама, так и папа. Игрушка может быть каждый день другой.

Ребенок должен быть уверен, что вы рядом. Поэтому даже уложив его спать, нужно находится неподалеку – вдруг он проснется и ему что-то понадобится. Почитать в тему:

Как усыпить ребенка за минуту
3

Встаём с хорошим настроением!

Ничто не поднимает наших детей так быстро и без капризов, как обещание чего-то хорошего сделать поутру. Они с этой важной мыслью для себя ложатся спать, иногда кажется, что держат её в голове всю ночь, потому как стоит сказать «Вставай!», они тут же открывают глаза, как бы и не спали вовсе, и сразу высказывают претензию: «А ты мне обещала…»

Что можно пообещать? Да всё, что угодно и что нравится Вашему ребёнку и служит для него «приманкой». Новенькая заколка для девчонок, новенькая машинка для мальчишек, игрушка которую разрешено взять с собой в садик, вкусняшка на завтрак, добрые пожелания на стекле в ванной, новая зубная щётка, даже небольшой квест по пути от детской через ванную и к кухне…

Заметьте: когда запланировано что-то интересненькое, например, зоопарк, кино, поход, цирк, дети без всякого будильника подскакивают раньше всех! Потому включайте фантазию и экспериментируйте. Только особенно не увлекайтесь: дети – существа хитрые, могут со временем заняться шантажом, отказываясь вставать без бонусов.

Особенно пользительно воспользоваться такими поощрениями, когда проходит адаптация к школе в первом классе либо в начале учёбы поле каникул, когда идти в школу не хочется вовсе.

Хорошее настроение может поднимать и семейный утренний ритуал. Заведённая традиция делать что-то утром обязательно вместе – это возложенная ответственность на ребёнка. «Мы без тебя это не сделаем» — хороший стимул, чтобы не залёживаться долго в кровати.

Как правильно укладывать ребенка спать

В первую очередь, важно установить режим дня, ведь тогда ребенок будет вставать и ложится спать в одно и то же время. Благодаря этому биологические часы будут настроены таким образом, чтобы кроха вставал и засыпал в конкретное время. Даже если в семь часов утра он не проснется, разбудить его будет легко. Другие рекомендации состоят в следующем:

  • Нужно стараться приучать малыша ложиться в одно и тоже время каждый день.
  • Не должна уменьшаться необходимая продолжительность сна.
  • К чувствам малыша, как и к его потребностям нужно относиться с уважением. Если перед сном он хочет посмотреть мультик, лучше на 10 мин включить телевизор, чем провоцировать слезы и истерику.
  • Перед сном за час-полтора не должно быть активных и шумных игр, иначе малышу под воздействием эмоций будет очень тяжело уснуть.
  • Чтобы отход ко сну ребенка был спокойным, в детской комнате следует повесить ночник, чтобы можно было выключить основной свет. Следует также ограничить влияние других раздражителей — сделать потише музыку и телевизор. Родители должны учитывать, что если их кроха будет вынужден засыпать при ярком освещении или при включенном телевизоре, его сон будет беспокойным, а встав утром он не будет чувствовать себя отдохнувшим и будет раздражительным.
  • Чтобы карапуз хорошо заснул, ко времени сна он должен как следует устать. Хорошо детки спят после посещения детской площадки, вечерней прогулки или чтения интересной книги.
  • В повседневную жизнь можно вводить специальные ритуалы, которые будут подготавливать ребенка ко сну. Это может купание с пеной, уборка комнаты, чтение сказок, просмотр любимой детской передачи.
  • Ребенок должен привыкнуть к тому, что укладывание ко сну будет продолжаться не более получаса и затягивать процесс ему в угоду никто не будет.
  • Чтобы быстро успокоить и убаюкать ребенка можно спеть колыбельную или сказку.
  • Способствуют расслаблению и умиротворению легкий массаж или простое поглаживание.
  • Карапузы до года лучше всего засыпают на материнских руках.
  • Если кроху не удается уложить с помощью этих способов, следует укладывать ребенка сразу же после того как он принял ванну с мятой, лавандой и другими успокаивающими травами.
  • Многие дети лучше спят если рядом с ними находится любимая игрушка. С ней они чувствуют себя в безопасности.

Для того чтобы во время сна нервная система полностью восстанавливалась, а сон был крепким и здоровым, нужно следить за тем, чтобы малыш засыпал в хорошем настроении.

Перед сном нельзя ребенка наказывать или ругать, потому что переживая, ребенок может долго засыпать. Еще хуже, если кроха засыпает в слезах.

Из-за беспокойства перед сном крохе может приснится кошмар и такой сон, конечно, не даст малышу хорошо отдохнуть.

Факторы, обеспечивающие крепкий и здоровый сон ребенка

  • Удобная и комфортная кровать.
  • Просторная одежда, не сковывающая движений. Если малыш часто по ночам раскрывается, чтобы он не проснулся из-за холода, следует надевать ему теплую пижаму.
  • Постельное белье должно быть мягким и приятным на ощупь.
  • Перед сном комнату следует обязательно проветривать.
  • Нужно добиваться того, чтобы в комнате был необходимый уровень влажности – 60% и температуры – до +18 градусов.
  • Если малыш боится темноты, в его комнате обязательно должен быть ночник.
  • Ребенок не сможет заснуть, если голоден, потому нужно следить за тем, чтобы он был сыт. Перед сном нельзя кормить кроху мясом и другими продуктами, для переваривания которых нужно много времени. Лучше всего за час покормить малыша печеньем с йогуртом или сладкой молочной кашей.

Почему ребенок просыпается рано?

Если же ваш малыш не жаворонок, но по какой-то причине встает рано, то, прежде чем корректировать его режим, необходимо выяснить причину, вызвавшую столь ранний подъем. Для этого попробуйте завести дневник сна.

Записывайте туда все, что происходит с малышом за день касательно бодрствования и утомления – в какое время он встал, в каком настроении, как быстро он утомился, когда захотел спать и т.д. Достаточно записать 10-14 дней, чтобы составить общую картину режима.

Определите, какое количество в сутки ребенку требуется для сна, например, 9, 10 или даже 11 часов. Это совершенно нормальное адекватное число. Теперь обратите внимание, в каком часу ребенок ложится спать днем, а в каком – вечером. Если он ложится спать в 20.00 или даже в 19.

00, то посчитайте сами, во сколько он проснется – 5-6 утра вам обеспечены.

Если вы ложитесь спать в нормальное время 21-22.00, то обратите внимание на то, сколько часов ребенок спит днем. Если он львиную долю «высыпает» днем, то неудивительно, что ночной сон сокращается. Тогда вам надо скорректировать дневной сон.

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/pro-malyshej/rebenok-ne-hochet-spat-v-detskom-sadu-zastavlyat-ili-net.html

Борцы с режимом: стоит ли заставлять ребенка спать и есть по часам?

Борцы с режимом: стоит ли заставлять ребенка спать и есть по часам?

Наверх

Запуталась в рекомендациях. Одни говорят, что ребенок должен есть в определенное время. Другие пугают, что это может привести к полноте. Помогите разобраться, нужен ли режим?

далее…

Наш ответ – нет.  Ребенка не надо вообще заставлять.

Вот вы очень любите, чтобы вас заставляли? Нет? Тогда почему считается, что по отношению к детям «заставление» — это норма? Странный двойной стандарт, вам так не кажется? И кстати, что вам в первую очередь хочется сделать, когда кто-то пытается заставить вас что-то сделать? Ага, встать в контры…  «Но как же… он тогда будет только конфеты есть и мультики смотреть ночами напролет!» — уже слышим мы совсем не робкое возражение.  Не будет. Вот вы долго можете протянуть, уткнувшись в телевизор и на одних конфетах? Большая часть населения страны к концу новогодних праздников все-таки стонет от обилия вкусной, но тяжелой пищи. А если кому-то и удается жить перед телевизором, то обычно это – следствие тяжелых депрессивных состояний, которых у детей как правило не бывает, потому что гормональная система работает хорошо. 

Ребенок – себе не враг. Если бы это было не так, то дети не доживали бы, наверное, до трехлетия, как один, убиваясь на лестницах, площадках, напиваясь бытовой химии и т.д.

Кому, как не мамам знать, что полностью, стопроцентно уследить за младенцем, который научился хотя бы ползать – нельзя, невозможно, ну, не получается никак…Но ведь, как правило, все вырастают… Потому что есть некое внутреннее чутье, которое не дает им делать совсем уж вредоносные вещи. Да, иногда сбоит. Но – очень-очень редко. 

А вот всякое насилие в вопросах сна и еды, собственно, и заглушает нам это чутье.  И потом получаются взрослые, которые едят как не в себя, или вообще не едят и медленно тают, или еще что-нибудь. Это – следствие убеждения «я сам не знаю, что мне нужно, пусть кто-нибудь другой подскажет». И ему подсказывают – реклама вкусностей, пирожные на прилавке, тощие девицы на подиумах… Кто угодно.   В общем, если вы хотите развить у ребенка способность к саморегуляции – дайте ей развиваться.  Это не означает вседозволенности – иного способа подавления детей. 

  • Это значит, что «заставить» — не так эффективно и в отдаленной перспективе вредно, а по-настоящему работают два других метода – «доброжелательно предложить» и «подать пример». 
  • Удачи и мудрости!

Садитесь кушать – пригласите ребенка. Ложитесь спать в приемлемое время. Не держите дома запасов чипсов и чупа-чупсов – и вам польза будет, и ребенку, как тактическая, так и стратегическая.

Заставлять точно не стоит, потому что ребёнок не робот. А вот создавать условия, чтобы у него самого возникло желание — нужно. Есть у меня пример из личного опыта. Когда моей дочке было три годика, она засыпала исключительно в два часа ночи, а просыпалась в полдень.

Это было очень тяжело, потому что за день сильно устаешь, не высыпаешься, голова болит. А уложить ее в девять или десять часов в постель было просто невозможно. В итоге я решила заняться ее режимом. Началось с того, что будить дочку стала в восемь часов утра. Днем у нас были активные игры.

Мы гуляли по три-четыре часа на свежем воздухе. А вечером читали книжки, собирали мозаику, играли в конструктор. От вечернего просмотра мультфильмов пришлось полностью отказаться, потому что от их просмотров она становилась возбужденной и о сне даже слышать не хотела. Результат не заставил себя долго ждать.

Через несколько недель она уже сама засыпала в девять часов и уговаривать не надо было.

Режим необходим не только ребенку, но и родителям. Ведь только так можно планировать время.

Режим сильно облегчает жизнь не только ребёнку, но и всей семье.

Предсказуемая ситуация = безопасная ситуация. Когда все идёт по определенному сценарию организм ребёнка подстраивается и в определённое время готов есть/спать/гулять без споров и скандалов.

Читайте также:  Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Спать днём не обязательно, но желательно для детей до 6 лет. А вот ЗАСТАВЛЯТЬ делать что-либо не стоит. Есть дети, которые не могут спать днём. Зная такую особенность своего чада организуйте ему дневной отдых: прослушивание аудиосказок в горизонтальном положении, например.

Учитесь договариваться со своим ребёнком и понимать его потребности.

Когда речь заходит о режиме сна и питания, мы прежде всего выдаем свою повышенную тревогу: а хорошие ли мы родители? Не допускаем ли мы ошибок? Пытаясь оставаться хорошими, любящими папами и мамами мы обращаемся к опыту прошлых поколений, или к литературе, статьям в сети Интернет.

И практически неизбежно сталкиваемся с противоречивой информацией и советами противоположными друг другу. Что в свою очередь еще больше обостряет родительскую тревогу и растерянность.

Одни источники рекомендуют и даже настаивают на жестко фиксированном режиме – кормить строго по часам, спать в одно и то же время ежедневно. Другие же требуют прислушиваться к индивидуальным потребностям ребенка. Истина ,как всегда где-то по середине.

Кроме плюсов и минусов, каждой из позиций, можно выделить индивидуальную ситуацию в которой прибывает ребенок, а так же особенности его соматического здоровья и психологические особенности именно вашего ребенка.

Иначе говоря: нет плохого или хорошего режима, есть дети, которым подходит одно и не подходит другое. Поэтому не стоит искать универсальных советов, присмотритесь к своей реальности и своему ребенку, ищите подходящий именно вам режим.

Тревожному малышу или ребенку, переживающему стресс (развод родителей, переезд, утрата близкого), скорее всего подойдет фиксированный режим дня, с устоявшимся временем питания, сна, игр, прогулок. Дни проходящие понятно и предсказуемо успокаивают тревожных малышей и способствуют более мягкому проживанию стрессовых событий.

В остальных случаях предпочтителен свободный режим. Чуткое отношение родителей к основным потребностям ребенка – кормят ,когда действительно голоден, кладут спать, когда действительно хочется спать, берут на ручки, когда актуализирована потребность в контакте с близкими и т.д. – все это обеспечивает благоприятную почву для формирования личности и укрепления здоровья.

Существует мнение, что у матерей, которые отказывают ребенку с ранних лет (с 1-го года жизни) в чуткости и принятии его индивидуальных потребностей дети чаще болеют психосоматическими заболеваниями , а так же склонны к неврозам.

Прислушивайтесь к своим детям. Они совершенно точно знают, когда им есть, пить и спать. Предлагайте ребенку свои варианты, но учитесь уважать его «нет».

Вся жизнь человека в основном подчинена режиму: в детском саду, в школе, в университете, на работе. Режим организует человека. Поэтому очень важно к нему приучать. Делать это следует с младенчества. Сначала, чтобы ребенок кушал по времени и просыпался к приему пищи. Постепенно ребенок привыкает. Важно приучать ребенка к режиму детского сада.

Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заранее нужно узнать особенности режима учреждения. А именно: часы приема пищи, часы прогулки. Нужно знать, чем кормят в садике, нужно ли приучать к горшку и чтобы ребенок просился на горшок.

Затем домашний режим нужно постараться максимально приблизить к распорядку детского сада. Тогда ребенку гораздо легче будет справится с адаптацией. Для организма ребенка, также как и для взрослого, легче, когда существует определенный режим.

Человек уже заранее настраивает себя к определенному действию. Так организм испытывает меньше стресса. А если режима нет и всё беспорядочно, то тогда организму и психике приходится тяжелее. Человек начинает беспокоиться и испытывает дополнительный стресс.

Также и ребенок, хотя он этого и не осознаёт.

Когда в семье появляется ребенок, особенно первый, родителям не хватает опыта и знаний, как его правильно растить и воспитывать.

Одни опираются на опыт своих родителей, другие на интуицию, третьи читают умные книги, четвертые ищут ответы в интернете.

За последние 30 лет много раз специалисты меняли своё мнение на счет режима сна и кормления ребенка. Некоторые советовали строго придерживаться режима, другие же наоборот.  

Мое мнение, режим, конечно, быть должен, но относиться нужно к нему с учетом потребностей и индивидуальности конкретного ребенка. Одни дети быстро засыпают, спят всю ночь. Про таких говорят «спокойный ребенок». Другие могут ночью просыпаться несколько раз, засыпать с трудом. 

Принуждение — это насилие. А это травма психологическая, которая даже может перейти в психосоматику. 

Кроме того, у ребенка могут быть свои предпочтения в пище. У каждого человека есть продукты, которые он не любит или даже не переносит. Так что нужно набраться терпения и любить своего ребенка, учитывать его желания, потребности. 

Что касается сна, активных детей перед сном можно увлечь более спокойными занятиями: почитать книжку, спеть песню, сделать массаж, если ребенку нужен сон, он уснет. Если в течении 20-30 минут ребенка не удается уложить, оставьте эту затею. Если он устанет, он сам вам об этом скажет.

Источник: https://www.the-answer.ru/questions/bortsy-s-rezhimom-stoit-li-zastavlyat-rebenka-spat-i-est-po-chasam-/

Консультация "Почему ребенок не спит в детском саду"

Спать или не спать?

Полноценный дневной сон очень важен для здоровья и нормального развития маленького ребенка. Дети, спящие днем, чаще бывают в хорошем настроении, чем те, которые отказываются от дневного сна. Им легче приспосабливаются к переменам и усваивать информацию. Дневной сон помогает ребенку отдыхать физически и накапливать энергию.

Кроме того, сон позволяет вывести из организма кортизол. Это гормон стресса, который вырабатывается, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Но он же мешает человеку уснуть.

Если ребенок не спал днем, то кортизол начинает накапливаться в организме. Поэтому чем меньше ребенок спит днем, тем сложнее его уложить вечером, и наоборот, чем лучше он спит днем, тем лучше спит ночью.

На первый взгляд это парадоксально, но на самом деле сон порождает сон!

По статистике в 3 года примерно 90% детей спят днем. В 4 года 50 % детей спят днем в среднем 5 дней в неделю, в 5 лет только 25% детей спят днём не менее 4 раз в неделю, а к 6-ти годам дневной сон, как правило, отсутствует у большинства детей.

Готов ли малыш к отмене дневного сна?

По мере взросления продолжительность дневного сна постепенно сокращается, и ребенку становится все легче переносить эпизодические пропуски дневного сна. Однако следует помнить, что преждевременный отказ от дневного сна увеличивает нагрузку на нервную систему ребенка. Это может проявляться в вечерних капризах, частых ночных пробуждениях или слишком раннем утреннем подъеме.

Как же понять, малыш хочет спать, но по какой-то причине у него не получается уснуть, или он действительно уже «перерос» дневной сон? Элизабет Пентли, американский специалист в области детского сна, выделяет следующие признаки готовности к отказу от дневного сна:

  • на протяжении всего дня сохраняется хорошее настроение;
  • после дневного сна ребенок очень долго не может уснуть вечером;
  • ребенок долго не может заснуть или вообще не засыпает на дневной сон;
  • Однако часто отказ спать в детском саду обусловлен не взрослением ребенка и изменением его потребностей во сне, а совершенно другими факторами.
  • Почему он не спит?
  • Причины временного отказа детей спать днем в садике могут быть разными:
  • отсутствие «домашних» (привычных) ассоциаций на засыпание;
  • страх разделения с мамой;
  • позднее утреннее пробуждение;
  • нарушение режима сна в выходные.

Непривычная обстановка

Первые 1–2 месяца в детском садике ребенок переживает адаптационный период. Он впервые надолго остается без близких людей, вне привычной домашней обстановки. Ему может быть сложно наладить контакт с другими детьми.

Страх отделения от мамы (страх сепарации) повышает тревожность малыша, поэтому родителям важно обеспечить ребенку психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх и объятиях. Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, и по возможности избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в детский сад. 

Лучше не торопиться оставлять ребенка на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его с радостью ходить в садик.

Важно постоянно разговаривать с ребенком и настраивать его на то, что он будет спать в садике.

Чувство уверенности можно передавать ребенку словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится спать в садике», «Я обязательно приду за тобой вечером в садик», «Меня не будет, а будет Мария Ивановна, которая поможет тебе уснуть». Говорите это много раз. Важно, чтобы ребенок чувствовал и знал, что мама его очень любит и обязательно придет за ним.

Не стоит отрицать его чувства, лучше помогать ребенку их осознать и справиться с ними с помощью взрослого. Очень хорошо преодолевать психологические проблемы помогает сюжетно-ролевая игра в детский сад – дома можно разыгрывать с куклами или со зверятами ситуации, связанные со сном в детском садe.

Рекомендуется установить контакт с воспитателем. Приучить ребенка спать в детском саду будет легче, если процесс будет контролироваться не только родителями, но и воспитателем. Именно воспитатель наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может понять, почему не удалось уложить ребенка и он не спал. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед.

Если ребенок тревожится без мамы, стоит давать ему в детский сад любимую игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома (можно купить две одинаковые игрушки: домой и в детский сад). Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она посидела рядом с малышом, погладила его, почитала его любимую «домашнюю» книжку, помогая ему заснуть, когда ребенок хочет спать.

Ассоциации на засыпание

Существование «домашних» ассоциаций на засыпание (качание на руках, обязательное присутствие мамы, бутылочка или грудь) может существенно помешать дневному сну в детском саду. Поэтому желательно заранее убрать все ассоциации на засыпание и приучить ребенка засыпать самостоятельно.

Позднее пробуждение

Причиной отказа от дневного сна может быть также позднее пробуждение. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать.

Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00.

Если ребенок пробуждается в 8:30, то в 13:00, то есть через 4,5 часа, заснуть ему будет почти невозможно, ребенок просто еще не хочет спать.

Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить ребенка в 6:30-7:00. Когда он начнет регулярно спать днем в саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее, если 6:30 для семьи слишком рано.

Выходные

Для облегчения адаптации к детскому саду и улучшения сна нужно помнить о соблюдении режима сна и бодрствования в выходные дни. Примерно одинаковое в течение всей недели время засыпания, подъема и продолжительности дневного сна позволит ребенку легче привыкнуть к режиму детского сада.

Если все-таки не спит

Если все вышеперечисленное не помогает, то, вероятно, ребенок действительно готов к окончательному отказу от дневного сна.

Обычно в детских садах воспитатели разрешают детям просто спокойно лежать в кроватке или даже тихо играть во время сна вне спальни.

 В других детских садах воспитатели требуют обязательно закрывать глаза и спать. Разрешить эту ситуацию можно только в личной беседе с воспитателем. 

Также важно знать, что иногда дети нуждаются в дневном сне лишь раз в два-три дня в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без дневного сна не капризничает, у него нет всплесков безудержной активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, то переживать не стоит.

Помимо отказа спать в детском саду родители дошкольников могут сталкиваться с такими ситуациями, как тяжелое утреннее пробуждение, сложное вечернее укладывание и невозможность приучить ребенка соблюдать режим в выходные

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-pochemu-rebenok-ne-spit-v-detskom-sadu-2130599.html

Ссылка на основную публикацию