Обязанности психолога в детском саду — особенности работы

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем.

Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет.

Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-psixolog-v-detskom-sadu-i-ego-funkcii.html

Психолог в детском саду

Сегодня психолог в детском саду — это не редкость и даже уже не экзотика. Пару десятков лет назад эта профессия была мало востребована, а психолога для дошкольников нужно было искать в столичных клиниках и психологических кабинетах.

В наши дни в психологах стали нуждаться — не потому, что резко возросло количество психологических проблем (хотя не без этого), а потому, что воспитатели и родители признали, что далеко не со всеми трудностями можно справиться только лишь педагогическими методами.

Обязанности психолога в детском саду

Перед психологом ставится задача понимать детей, разбираться в их психических особенностях по возрастам. Но не только: специалисту, называющему себя детским психологом, важно также хорошо ориентироваться в психологии взрослых, уметь анализировать место ребенка в семье и качество общей деятельности родителей и их детей.

Можно ли быть хорошим специалистом, не имея опыта работы с детьми и их родителями?

Вряд ли. Ведь в университете психологу дают только теоретический материал, который нужно отрабатывать на практике. И в детский сад стоит идти, имея за плечами солидный багаж знаний и умений. Однако где же получать тот опыт, если по специальности работа подразумевается только в детском саду?

Получается замкнутый круг: педагог психолог в детском саду должен быть опытным и грамотным, но нигде кроме сада получить этот опыт не может.

В связи с этим возникает ряд проблем: такой психолог имеет низкую эффективность работы, нередко дает неверные рекомендации и делает неправильные выводы о психическом состоянии ребенка и причинах его поведения.

Психолог, не имеющий какого-либо опыта работы с детьми, может только заниматься психологическим просвещением персонала дошкольного учреждения: рассказывать о возрастных особенностях детей, принципах организации групп в саду и так далее. Однако этого мало.

Трудности в работе психолога в детском саду

Малыши, которые приходят в детский сад, нуждаются в помощи. Психолог должен следить за тем, как у них проходит адаптация, а также давать рекомендации воспитателю и родителям.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Дважды в год он должен проводить обязательную диагностику психического развития малышей, выявлять возможные отклонения от нормы. И по результатам составлять программы индивидуального развития.

Также работа психолога в детском саду заключается в умении оказывать психологическую поддержку творчески одаренным детям, помогать им развиваться (а нередко и адаптироваться) в коллективе и семье.

И если неопытный психолог со всем этим не справится, трудности лягут на плечи воспитателей, и без того занятых общением с большим количеством детей, а также на плечи родителей, которые не обладают психологической грамотностью и не разбираются в нюансах детской душевной организации.

Чем чреваты неверно выявленные (или вовсе не выявленные) нарушения в психическом развитии детей? Усугублением негативного состояния, тяжелым периодом адаптации с отрицательными последствиями, остановками в развитии ребенка — и многим другим.

Дети с творческими способностями, оставленные без внимания, рискуют вырасти с так и не раскрытым потенциалом, который потом раскрывать уже будет поздно.

Психолог в детском саду: как это должно быть

Сегодня у любого психолога в детском саду есть шанс повысить свою квалификацию и уровень профессионализма, изучив системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Это знание, не требующее углубления в посторонние дисциплины, дает возможность за относительно короткий срок увидеть на практике все причинно-следственные связи тех или иных психологических проблем, выявляемых у разных детей.

И применять это видение для помощи ребенку и родителям в его воспитании.

Обязанности психолога в детском саду - особенности работы

Системно-векторная психология позволяет быстро понять, в чем, например, истинная причина тотального недоразвития ребенка, парциальной несформированности психических функций, искаженного, локального поврежденного развития — и так далее. Помогает понять, в чем причина этих синдромов, а также какие действия со стороны воспитателей и родителей помогут их устранить.

Читайте также:  В какой воде купать новорожденного ребенка и нужно ли ее кипятить

Даже если профессиональная практика психолога в детском саду весьма скудная, системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет ему быстро и точно определять особенности семейного воспитания ребенка, а также распознавать внутрисемейные проблемы, которые отражаются на детской психике. Секрет такой точности в том, что это знание практическое, еще на стадии изучения применимое в жизни, а значит, и в работе психолога.

Специалист, в совершенстве владеющий системным мышлением, не сможет навредить ребенку и семье, а также репутации того учреждения, в котором он будет работать. Зато сможет быстро понять, в чем причины сложностей, возникающих у ребенка, и подобрать для него подходящую программу адаптации или развития.

Как получить знания? Для начала записаться на бесплатный вводный тренинг по системно-векторной психологии, а затем пройти курс из 12-15 многочасовых лекций, после которых будет легко применять полученные знания на практике. Тренинги проходят в режиме онлайн, поэтому принимать участие в них могут желающие из любого уголка мира, где есть Интернет.

  • Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
  • [adrotate banner=»2″]
  • Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Источник: http://svpsychology.ru/psiholog-v-detskom-sadu/

Нужен ли психолог в садике — обязанности психолога в детском саду. Должностная инструкция педагога-психолога детского сада

Педагог-психолог обязан трудиться в нескольких направлениях:

  • работа с детьми;
  • сотрудничество с родителями воспитанников;
  • взаимодействие с персоналом дошкольного учреждения;
  • ведение документации;
  • повышение квалификации.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе — это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей.

Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь.

Отслеживание школьной успеваемости детей — это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится.

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей.

Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость.

Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики.

Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей.

В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением.

В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению «Педагогика и психология». Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Обязанности психолога в детском саду

В должностные обязанности психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, входит широкий перечень действий.

Помощь ребенку в адаптации к детскому саду

  • Оказавшись в новой обстановке, многие дети могут пребывать в состоянии стресса.
  • Это относится не только к малышам, впервые переступившим порог дошкольного учреждения, но и к ребятам постарше, переведенным из другого садика в связи с переездом или по другим причинам.
  • Обязанность педагога-психолога – помочь каждому ребенку ощутить себя комфортно в условиях детского сада.
  • Работа ведется в детском коллективе в целом, в подгруппах, а также индивидуально.

Психологическая диагностика

Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.

  1. Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.
  2. Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.
  3. Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.
  4. При обследовании специалист использует различные методы:
  1. Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
  2. Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.

  Указ Президента РФ от 18

Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:

  • нервные привычки;
  • задержку в развитии;
  • отклонения в поведении;
  • прочие проблемы.

На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.

Участие в работе ПМПк детского сада

  • В каждом дошкольном образовательном учреждении функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из педагогов детского сада.
  • Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.
  • Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год.

Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.

Работа с детьми

Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.

По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:

  1. Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
  2. Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
  3. Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
  4. Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
  5. Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Семейное консультирование

Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:

  1. Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
  2. Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
  3. Подготовка буклетов, памяток и материалов для информационного стенда.
Читайте также:  Сколько должен спать ребенок в 3 месяца, а сколько – бодрствовать

  Требования к организации рабочего места

Помощь педагогам

Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:

  1. На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
  2. При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
  3. Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
  4. Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона «Об образовании». Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей.

Обязанностью педагога-психолога в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Ведение документации

В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.

Примерный перечень:

  1. План работы на неделю.
  2. Годовой перспективный план работы.
  3. Журнал учета проведенной работы.
  4. Журнал групповых занятий.
  5. Журнал индивидуальных занятий.
  6. Журнал консультаций.
  7. Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
  8. Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
  9. Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.

Проведение внеклассных мероприятий

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях.

В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания.

Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Источники

  • https://momjournal.ru/semya/vybor-sadika/obyazannosti-psixologa-v-detskom-sadu.html
  • http://fb.ru/article/390720/pedagog-psiholog-v-shkole-obyazannosti-doljnostnyie-instruktsii-planyi-rabotyi-zadachi-tseli-vospitaniya-analiz-i-itogi-rabotyi
  1. [свернуть]

Источник: https://urxpert.info/trudovoe-pravo/nuzhen-li-psiholog-v-sadike-obyazannosti-psihologa-v-detskom-sadu-dolzhnostnaya-instruktsiya-pedagoga-psihologa-detskogo-sada.html

Обязанности педагога-психолога в детском саду

В детском саду не обойтись не только без воспитателя, но и педагога-психолога. Что входит в обязанности педагога-психолога в детском саду? Давайте узнаем!

На этапе перехода из семьи в детский сад педагог-психолог занимает в жизни ребенка позицию, которая чуть выше позиции матери. Просто потому, что умеет.

При этом, он не заменяет воспитателя и родителей, но является полноправным членом педагогического коллектива.

Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ

Социализация – важнейший этап в жизни человека. А основы его закладываются не в коляске и не на детской площадке. Когда мама научила делиться игрушками и не бить лопаткой, детский сад учит ежедневно, рука об руку, адаптироваться в большом количестве ровесников (и не только) и быть частью коллектива.

Так что требуется от педагога-психолога в детском саду?

В прямые должностные обязанности педагога-психолога ДОУ входит, прежде всего, диагностика развития малыша. Плановая – дважды в год, промежуточные – по запросу родителей или сотрудников детского сада.

Основная задача в том, чтобы выявить, насколько поведение, психика и коммуникативные навыки соответствуют развитию ребенка. Важно знать, как быстро ребенок учится новому, насколько легко сходится с погодками и воспитателями, как легко осваивает базовые знания и умения.

Лишь кажется, что это может увидеть воспитатель или родители, но на самом деле только профессиональный взгляд имеет значение. Профессиональные обязанности педагога-психолога в детском саду как раз направлены на это.

Здесь важно и наблюдения ребенка (как в группе, так и индивидуально), и тестирования, и игры, и прямые диалоги один на один. Самый основной метод диагностики, разумеется, игры.

Для выявления развития ребенка необходимым и результативным является пcиxoлoгo-мeдикo-пeдaгoгичecкий кoнcилиум. Формально он должен быть в каждом детском саду. Если вкратце, это общий сбор воспитателей, педагога-психолога и воспитателей, на котором обсуждается оценка развития и социализации ребенка.

Участие в таких консилиумах входит в прямые должностные обязанности педагогов-психологов детского сада. Здесь обсуждаются вопросы о том, как ребенок обучается, насколько легко сходится со своими сверстниками, как общается с воспитателями и насколько ему комфортно в этой обстановке.

Если возникает необходимость, ПМПК проводится по требованию воспитателя или психолога, внепланово. Но трижды в год — это должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Так что без него никак не обойтись.

Обязанности педагога-психолога в детском саду по корректировке отклонений

Не стоит думать, что функциональные обязанности педагога-психолога ДОУ – строго наблюдение и информирование. Львиную долю этих обязанностей занимает прямая работа с детьми и корректировка каких-либо отклонений.

При этом, отклонения – не всегда несут опасность, тем более, если их вовремя обнаружить и скорректировать.

Для этого, психолог в дошкольном учреждении использует развивающие программы для детей, принимает активное участие в их разработке (а чаще разрабатывает сам). Его задача работать не только с агрессивными, восприимчивыми и ригидными детьми, но и оценка микроклимата группы в целом.

В игровой форме проводятся тренинги, тестирования, общения тет-а-тет, предлагаются различные упражнения для занятий в саду и дома с родителями. Немаловажен и макроклимат группы, и контроль социальной адаптации.

Что еще входит в должностные обязанности педагога-психолога в детском саду?

В должностные обязанности педагога-психолога в детском саду входит работа с родителями. Это не только индивидуальные консультации, касающиеся отдельно взятого ребенка. Это участие в родительских собраниях, подготовка информационной базы, которая будет полезна (а иногда – необходима) мамам и папам, поддержка информационных стендов и многое-многое другое.

Огромное значение имеет и работа с педагогами.

Как установить контакт со сложным подопечным? Какие методы использовать, чтобы группа была дружной и сплоченной? Как наладить с ними контакт и вести себя в конфликтных ситуациях? Всё это – прямые обязанности педагога-психолога. Более того, любой сотрудник детского сада имеет право обратиться к нему по личным вопросам и получить консультацию. Права на отказ нет.

Документация – рутинная, но очень важная функциональная обязанность педагога-психолога ДОУ. Многочисленные планы, карты, листы адаптации – всё это важно не только для формального отчета, но и для работы воспитателей, развития детей и формирования здорового микроклимата как в группе, так и в семье ребенка.

В должностные обязанности педагога-психолога ДОУ входит необходимость повышать квалификацию и регулярно её подтверждать.

Помимо детской психологии, он должен знать колоссальное количество информации: от оказания первой помощи и базовых норм охраны труда вплоть до Конвенции о правах ребенка.

Учитывая то, что большинство из этих знаний стекает сквозь пальцы еще в вузе после экзаменов, а на практике применяется их сотая доля, необходимо постоянно «обновлять базу». Никогда не угадаешь, что и в какой момент может пригодится, особенно когда речь идет о дошколятах.

Но главное, что должен делать педагог-психолог – понимать, что с его помощью осуществляются самые первые неуверенные шажочки в обществе.

И именно от его работы зависит, как у ребенка сложатся отношения с людьми в дальнейшем, насколько легко он будет воспринимать школьную программу, как будет выходить из конфликтов.

Одним словом, азы коммуникации целиком и полностью лежат на плечах психолога детского сада.

Источник: https://medcollege5.ru/rabota-i-zarplata/obyazannosti-pedagoga-psikhologa-v-detskom-sadu.html

Специфика работы педагога-психолога в детском саду

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности.

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.

Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога.

Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

  • Существует «этический кодекс психолога»:
  • Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не надлежащими обсуждению правилами:
  • 1) строгое соблюдение конфиденциальности информации;
  • 2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.
  • При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чём, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»
  • Наиболее типичные ответы (администрации: заведующая, методист) звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями»; «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых… (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями… (перечисление 2-3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».
  • Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, — психолог может столкнуться с неприятными явлениями:
  • 1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;
  • 2) высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;
  • 3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;
  • 4) применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребёнке его родителям.
Читайте также:  Развитие ребенка 3 месяца: питание малыша, рост и вес грудничка, навыки

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения.

Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей.

Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах.

В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. Затем психолог разрабатывает свою программу или же может воспользоваться уже имеющимися программами.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Источник: http://pri-dsska.ru/ugolok-pedagoga-psixologa/195-speczifika-raboty-pedagoga-psixologa-v-detskom-sadu.html

Профессиональные требования к детскому психологу и его обязанности

Задумывались ли вы, почему так много условно взрослых профессий направленны на детские нужды? – детский терапевт, стилист и визажист для девочек, стоматолог для детей, детский психолог… список можно продолжать и продолжать, так как становится модным создавать взрослые профессии для детских нужд.

Все от того, что ребенок – это иная форма организации, более тонкая, ранимая и требовательная. К ней нужен свой особенный подход, не такой как к взрослым. Ведь хрупкий детский организм, ранимая психика ещё долго после рождения нуждаются в избирательном и пристальном уходе.

За гармоничным развитием ребенка наблюдает психолог. Он же помогает преодолеть первые страхи, неуверенности и, если придется, потери и ужасы, свидетелем которых мог стать ребенок.

В дошкольных и школьных учебных заведениях всегда есть штатный специалист. Он проводит различные развивающие программы, беседы и тренинги с детьми. Что позволяет выявить особенности и недостатки каждой маленькой личности.

Обязанность штатного детского психолога – следить за адекватным психологическим и эмоциональным развитием детей в соответствии с их возрастом. Выявлять отклонения, прорабатывать их в группе или же в индивидуальном порядке.

Обязанности детского психолога:

  • воспитание личности и индивидуальности в малышах, для этого составляются развивающие игры и программы, направленные на выявление данных качеств и их укрепление;
  • изучение психологического, эмоционального и социального статуса детей, оценка умственного развития, выявление интересов и склонностей;
  • составление диагностическо-корректирующих программ. К примеру, для адаптации детей в первом классе внедряется программа на ознакомление, привитие социальных навыков. Такие системы разрабатываются для групп, классов, а также для индивидуальных случаев;
  • работа с эмоционально-психологическим состоянием ребенка, помощь в преодолении проблемных ситуаций.

Частный детский психолог или штатный сотрудник

Штатный детский психолог работает в больницах, при секциях, в садиках, школах. Требование к ним объемное: проконтролировать правильное развитие детей, улучшать их социальные, моральные и эмоциональные навыки.

Такой специалист работает с группами детей и в меньшей степени – с каждым индивидуально. Профессия частного детского психолога – это уже более индивидуальный подход. В частных кабинетах или при больницах и клиниках, они обеспечивают комплексную диагностику и работу с одним пациентом. Или с семьей и ребенком, в случае проблем в семье.

Требование к квалификации частного и штатного психологов – одинаково высоко. Но все-таки разница в их подходе есть. Деятельность первого организована вокруг одного малыша, в то время как у штатного специалиста уклон больше на групповое воспитание и меньше – на индивидуальное.

Где работать

Как уже говорилось: в больницах, клиниках, при отделениях скорой помощи, в школах, детских садиках, в детских лагерях и т.д.

Есть возможность открыть свой частный кабинет и принимать маленьких клиентов с семьями в индивидуальном порядке. В перспективе так возможно получать больше, нежели на штатной работе.

Зарплата на таких должностях тоже отличается. В России, Украине и странах СНГ в среднем специалист данного профиля получает $300. Стоимость приема частного специалиста устанавливается, в зависимости от квалификации, его популярности.

Стоимость услуги детского психолога в Балканских странах начинается от $500 и определяется квалификацией, опытом, поставленными задачами. Так что при одинаковой подготовке зарабатывать за границей получается намного больше.

Как оформить резюме, чтобы получать больше

Для детского психолога образование – очень важно. Это основной навык, который можно прокачать в ВУЗах, на тренингах, при составлении собственных исследований и программ. Поэтому чем больше детский психолог вкладывает в своё образование – тем больше он сможет получать в результате.

Особенно тщательно проработайте пункт «Образование» в резюме. Впишите все тренинги, лекции, семинары, онлайн-вебинары, дистанционное обучение – всё, что дало вам дополнительные знания и квалификацию.

А какие это знания и навыки – распишите в соответствующей графе.

Следует понимать, что работодатель может искать как разностороннего специалиста для детей, так и узкопрофильного, который занимался бы либо социальной адаптацией, либо эмоциональной составляющей и т.д.

Особенно хорошо проработайте должностной лист: все учреждения и места работы, где вам довелось получить навыки и опыт.

Примеры резюме вы можете найти в каталогах на сайте Promo Choice, в Интернете на специализированных площадках.

Чтобы найти работу детским психологом, составляйте своё резюме, уделите ему повышенное внимание. И разместите на сайте Promo Choice.

Без вложений средств вы имеете возможность получить приглашение на работу своей мечты за границей, а именно – в теплом, живописном Балканском регионе.

Как составить грамотное резюме детского психолога? (Образец)

  • Опыт работы
  • Практический психолог, детское дошкольное заведение
  • Август 2013- ноябрь 2016
  • Обязанности:
  • Работа с детьми от 3-х до 7-ми лет.
  • Диагностика, адаптация, сопровождение, коррекционно-развивающая работа, индивидуальная терапия.
  • Работа с персоналом: диагностика, тренинги, индивидуальные консультации.
  • Работа с родителями: семейное консультирование, тренинги, круглые столы, проведение родительских собраний.

О себе

  • Опыт работы психологом – 4,5 года.
  • Умение работать с детьми.
  • Коммуникабельность, гибкость, ответственность.

Следовательно, от детского психолога требуется наличие психологического образования и опыт работы с детьми дошкольного возраста. Но прежде всего для того, чтобы получить хорошую работу детский психолог должен понимать, любить детей и уметь взаимодействовать с ними. Поэтому впишите все это в резюме — и ожидайте предложений  о работе.

Образец резюме психолога (cкачать)

Источник: https://promo-choice.com/news/o-professii-detskij-psiholog

Ссылка на основную публикацию