Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Группы дошкольников в детском саду делятся, как правило, по возрасту. Но есть заведения, где малышей распределяют по разным отрядам, ссылаясь на несколько принципов разбивки. Данная статья подробно укажет, как разделяются малыши по коллективам и какие вообще существуют группы.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Деление по возрасту

Еще с советских времен воспитанников ДОУ разделяли по возрастным категориям. Подобный способ распределения сейчас считается не только актуальным, но и основным. Укажем, на какие отряды разбиваются ребята:

  • ясли – рассчитаны на малюток от 1 до 2 лет. При создании оптимальных условий у них формируются необходимые навыки самообслуживания, а заодно уделяется внимание развитию психомоторной функции, которая непосредственно влияет на развитие речи;

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • младшие группы в детском саду – это карапузы возрастом от 2 до 4 лет. Задача воспитателей – развивать у них память, мышление, устную речь. Осуществляется с помощью сюжетно-ролевых игр;

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • средний отряд ДОУ – дошкольники 4–5 лет. В этом возрасте у них формируются причинно-следственные связи, а также нравственные, мораль-эстетические представления;

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • старший коллектив – это дошкольники 5–6 лет. При посещении учреждения, каждое занятие должно приносить какие-то знания, умения. Дети такого возраста становятся самостоятельными, инициативными;

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • подготовительная отряд – воспитанники до 6 лет. Направленность коллектива – подготовка к школе. Ребята получают определенные знания, умения, которые помогут им при обучении в первом классе.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Коллективы детей по времени пребывания

Помимо стандартной разбивки воспитанников, есть и другие критерии формирования. Один из таких – это выделение дошкольников по времени пребывания. Согласно уставам ДОУ и Положениям, стандартное время нахождения в учреждении – с 7:00 до 18:00 (в некоторых случаях до 19:00). Но бывают и исключения. Такие группы детей в детском саду посещают следующие отряды:

  • коллективы круглосуточного пребывания – крайне редкое явления для ДОУ. Причин для посещения учреждения несколько. Первая – у родителей загруженный или нестандартный график работы, когда нет возможности забрать малыша. Вторая причина – если дошкольник нуждается в постоянном медицинском присмотре, который невозможно обеспечить в домашних условиях;

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • ГКП – отряд кратковременного пребывания – подобный вариант встречается не так часто. Посещают его карапузы такого возраста, когда родители не готовы оставить их одних на длительный срок.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Видео: Отдавать ли ребенка в ГКП?

Деление по специализации

В ДОУ формируются коллективы не только по возрасту, времени присутствия. Часто происходит деление групп детей по специализации в детском саду. Как правило, воспитанники таких отрядов нуждаются в исследовании у конкретных медицинских специалистов. Делят на следующие:

  • группы оздоровительного или санаторного типа – ходят малыши, которые часто болеют и у них ослабленный иммунитет. Посещая учреждения, ребят направляют на лечебную физкультуру. Меню для них разрабатывается индивидуально. Им постоянно оказывается медицинская помощь и проводится контроль;
  • логопедические отряды – деление считается самым распространенным. Подобные коллективы отличаются от обычных только тем, что с ними систематически и целенаправленно работают логопеды, решая проблемы, корректируя речь;

Видео: Нужна ли ребенку логопедическая группа?

  • группы с ограниченными возможностями здоровья – отличаются неоднородностью состава. Ходят на занятия ребята с нарушениями зрительного, слухового, опорно-двигательного аппарата, а также с задержкой в развитии и с синдромом Дауна, аутизма. Особенность воспитательного процесса заключается в грамотном подборе методик и технологии обучения.

Деление дошкольников, как видно из статьи, происходит по нескольким принципам. Чаще всего встречается распределение по возрасту.

Но если у малыша есть какие-либо проблемы со здоровьем или родители не могут надолго расстаться с ним, рекомендовано рассмотреть заведения, где происходит раздел детского коллектива по специализации и времени пребывания.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Виды групп в детском саду

Делятся группы воспитанников в детском саду по нескольким принципам: по возрасту, времени пребывания и специализации.

2016-12-19T08:21:51+03:00

Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в детском саду, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи. Узнайте про общение в детском саду: подготовка ребенка к детскому саду, разрешение конфликтов в дошкольном возрасте, развиваем навыки общения. Математика в детском саду Математика в детском саду начинается во второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Старшая группа детского сада Вот уже ваш ребенок, еще недавно такой маленький, и полностью нуждающийся в вашей опеке и заботе, достиг пятилетнего возраста (как ни как круглая дата!) и перешел в старшую группу детского сада. А значит, он уже кое в чем самостоятелен и может справляться с посильными задачами

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/vidi_grupp_v_detskom_sadu1/

Какие бывают группы в садике: классификация по возрастам и другим критериям

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Малышей определяют в группы в садике по возрастам. При таком градации учитываются особенности развития, применяется соответствующая программа обучения и воспитания.

У каждой возрастной группы есть свои функции и задачи.

Распределение детей в садике по возрасту

Развитие ребенка проходит поэтапно. В детском саду это учитывают, поэтому формируют группы по возрастам.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребыванияТакое разделение является основным для всех дошкольных учебных заведений.

Группы в садике по возрастам:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

Ясельная

В ясли записывают детей до двухлетнего возраста. Основной целью является уход и сохранение здоровья крохи. Это считается главным отличием от младших и средних групп ДОУ, в которых дополнительно присутствует образовательное направление.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

У родителей часто возникает вопрос, с какого возраста можно оформлять кроху в ясельную группу. По закону мать имеет право определить своего малыша в ДОУ с двухмесячного возраста.

Позаботиться о зачислении крохи в детский сад стоит заранее, чтобы успеть записаться в нужную организацию. Существует электронная очередь в ДОУ. Специалисты советуют обеспокоиться записью ребенка в нее уже с рождения.

Ясельные группы есть не во всех ДОУ. Ведь многие родители оформляют свое чадо в садик с трехлетнего возраста. Поэтому, планируя отдать малыша в ясли, стоит поинтересоваться, в каких учреждениях имеется такая группа.

Младшая

В младшие группы детского сада зачисляют детей 2-4 лет. Подразделяются на две категории: первая (сюда входят малыши 2-3-летнего возраста) и вторая (это ребята 3-4 лет). Основной формой деятельности для таких детей выступает игра.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Младшая группа

В ходе сюжетно-ролевых занятий малыши получают знания о выстраивании отношений с одногодками, манере поведения в той или иной жизненной ситуации. Обучающая программа направлена на тренировку мышления, памяти, становление речи. Воспитатель стимулирует развитие самостоятельности.

Занятия с детьми 2-4-летнего возраста отличаются сложностью. К воспитателям предъявляются высокие требования. Они должны иметь не только знания в плане ухода за малышами, но и относительно их воспитания, развития. Хороший специалист сразу найдет подход к любому ребенку, выстроит с ним доверительные отношения. Дети младшей группы нередко болеют. Это объясняется их социализацией.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребыванияДетей младшей группы обучают следующему:

  • быстро ориентироваться в пространстве;
  • повторять действия за взрослыми;
  • различать геометрические фигуры;
  • понимать, где право и лево, лицевая и изнаночная сторона одежды;
  • выполнять действия последовательно;
  • ухаживать за декоративными цветами;
  • помогать взрослым.

Средняя

В среднюю детсадовскую группу входят малыши 4-5 лет. В этом возрасте многие стремятся подражать взрослым. Поэтому основным направлением в таких группах ДОУ является формирование морально-этических и нравственных представлений.

В возрасте 4-5 лет дети становятся личностью. Они начинает критично оценивать окружающих и себя. Проявляются первые индивидуальные черты характера. Дети становятся более самостоятельными. Все это учитывается при составлении программ ДОУ.
Детей средней группы обучают следующему:

  • устанавливать связь между предметами и явлениями;
  • выстраивать отношения с другими людьми;
  • элементарным математическим представлениям.

Ребятам дают новые знания об окружающей среде для развития кругозора. Также в обучающую программу включено совершенствование речи. Проводится тренировка мелкой и крупной моторики, развитие логического мышления.

По мере взросления игры постепенно сменяются серьезными полезными занятиями, каждое из которых дает определенные знания. Проводятся уроки рисования, лепки, физкультура. Малышей знакомят с художественной литературой и музыкой. Развитие ребенка в старшей группе ДОУ является определяющим для подготовки его к школе.

Старшая

В нее зачисляют детей 5-6-летнего возраста. Как правило, все ребята являются выпускниками средней группы, поэтому уже многое знают и умеют. Тут происходит совершенствование навыков, дальнейшее развитие. Занятия длятся обычно около 20-25 минут. Есть перерывы – физкультминутки – для отдыха и отвлечения ребенка.

В программу развития и обучения для старшей группы детского сада входит:

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • общение на разные темы, расширение кругозора;
  • совершенствование речи. Дети 5-6 лет могут не только слушать, но и понимать взрослого, свободно с ним разговаривать, рассуждать;
  • развитие волевых и интеллектуальных качеств;
  • знакомство с детскими произведениями разных жанров;
  • формирование личностных качеств: солидарности, сочувствия, доброты. Ребенка учат осознанию ответственности за совершенные действия;
  • тренировка памяти, повышение концентрации внимания.

В старшей группе воспитатели проводят занятия по математике, рисованию, физкультуре, лепке, музыке, конструированию. Упор делается на становление социальных взаимоотношений. Это способствует всестороннему развитию крохи, подготовке его к поступлению в школу.

Подготовительная

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Проводятся занятия по чтению, рисованию, физкультуре. Детей знакомят с правилами дорожного движения, особенностями поведения на улице.

Проводится усиленная подготовка к таким школьным предметам: математика, окружающий мир, литература. Также устраиваются театрализованные представления с танцами и музыкой. Практикуются комплексные занятия. Они являются действенным средством для дальнейшего развития.

День детей подготовительной группы расписан почасово. Как правило, ребята уже привыкли к распорядку и планированию своих действий. Они стараются придерживаться определенного графика и дома.

Примерный распорядок дня в подготовительной группе ДОУ:

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

  • переодевание;
  • самостоятельная деятельность детей до сбора группы;
  • утренняя гимнастика;
  • завтрак;
  • игры в коллективе;
  • тематические занятия согласно методическому план;
  • прогулка на улице;
  • обед;
  • послеобеденный сон;
  • подъем. Проведение водных процедур;
  • полдник;
  • самостоятельные игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • возвращение домой.

Существуют также разновозрастные группы в детских садиках. В них активно применяется методика развития Монтессори. Дети разных возрастов обмениваются своими навыками и умениями в ходе совместной деятельности.

Специализированные группы

Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.
Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:

  • ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
  • логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
  • для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
  • летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.
Читайте также:  Ребенок переворачивается только в одну сторону - что делать?

Видео по теме

О том, как подготовить ребенка к садику, в видео:

Таким образом, все родители сталкиваются с проблемой оформления ребенка в детский сад. В ДОУ принято формировать группы детей. Разделение ребят проводится по разным классификационным признакам: возрасту, цели и характеру пребывания, индивидуальным особенностям развития и физического состояния.

Побеспокоиться об оформлении малыша в садик рекомендуется заранее. Существует электронная очередь, в которую лучше поставить кроху сразу после рождения, чтобы успеть попасть в определенное ДОУ.

Источник: https://momjournal.ru/semya/vybor-sadika/gruppy-po-vozrastam.html

Какие бывают группы в детском саду? Классификация групп

  • Распределение детей на группы в государственных детских садах проводится по возрастному признаку.
  • Существует пять основных групп детского сада. Познакомим Вас с ними более подробно:
  • Классификация:

Группы детского сада подразделяются на:

Группа кратковременного пребывания (ГКП)

В Группу кратковременного пребывания (ГКП) принимаются дети в возрасте от 1 года до 3 лет.

Это государственная услуга и предоставляется она всем желающим, подавшим необходимые документы и вставшим в очередь.  ГКП работает 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проводятся с 8.30 до 11.30 или с 16.00 до 19.00 в зависимости от расписания.

  • * Информация для родителей:

Самый распространенный вопрос, особенно у родителей с первым ребенком: С какого возраста и нужно ли вообще водить ребенка в детский сад  в возрасте 1-3 лет?

Пребывание в детском саду — это первое в жизни ребенка испытание личных качеств. Знакомство с внешним миром и такими же детьми, как и он сам.

  1. Мнения специалистов, несмотря на разницу в деталях, сходятся в одном: с психологической точки зрения знакомство ребенка с другими детьми в игровой и непринужденной форме помогают войти  в общий социум, в котором ему предстоит жить и чем раньше ребенок начнет к нему адаптироваться, тем лучше.
  2. Стоит отметить, что молодые родители тоже должны быть готовы к такому шагу и подходить к нему  ответственно и вдумчиво.
  3. Перед тем, как привести своего ребенка в группу кратковременного пребывания – убедитесь, что выбранное Вами место именно то, которое наиболее подходит для ребенка.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Почитайте отзывы, поговорите с мамочками, которые уже водят или водили сюда своих детей, поговорите об условиях пребывания с воспитателями, посмотрите своими глазами на оборудование, чистоту  и санитарные условия в помещениях. 

  • Какие занятия с детьми проводятся в группе кратовременного пребывания?

Один раз в неделю проводятся занятия по художественной литературе, рисованию, лепке, конструированию, 2 раза в неделю проводятся физкультура и музыкальные занятия.

Как записаться в группу кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении.  Для того, чтобы Вас приняли в ГКП пребывания надо сделать:

  • Обратиться к заведующей детским садом с просьбой о приеме в группу ГКП. Если места есть – Вас возьмут.
  • В случае отсутствия мест в данном детском саду нужно обратиться в т.н. «Мини-ОСИП» (окружная служба информационной поддержки).

Как правило, они расположены в тех же образовательных комплексах. Туда Вы обращаетесь по поводу зачисления в группу ГКП.

(Дополнительно по теме: Как записаться в детский сад через портал городских услуг)

с 1 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы все службы окружной информационной поддержки (ОСИП) ликвидированы. Им на смену пришла служба «Мои документы»
Контактную информацию о мини-ОСИПе вашего комплекса вы можете узнать по телефону любого подразделения данного комплекса. 

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Какие документы надо собрать для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания? (для предоставления в мини-осип)

  • паспорт родителя (законного представителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка на территории города Москвы;
  • документ, удостоверяющий право на включение в льготную категорию (при наличии)

Зачисление В группу ГКП происходит как в обычный детский сад. Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления.

Порядок зачисления в ГКП (группу кратковременного пребывания)

При рассмотрении вопроса о зачислении в ГКП, первоочередным правом зачисления имеют дети:

  • проживающие в этом районе (имеющие прописку)
  • льготные категории детей.

После зачисления детей из вышеперечесленных категорий принимаются дети:

  • с временной регистрацией
  • из других районов.

Для оповещения родителей о зачислении ребенка в ГКП детского сада присылается уведомление на электронную почту или непосредственно звонком по телефону

* Пример документального ответа в письменном виде о зачислении ребенка в детский сад.

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

При поступлении в детский сад необходимо наличие медицинской карты, а к 1 сентября – надо подготовить справку:

  • о контактах ребенка
  • анализ мочи
  • общий анализа крови
  • анализ на энтеробиоз и яйца-глист.

Перед приемом ребенка между детским садом и родителями ребенка оформляется договор об оказании услуг, в котором будут прописаны все права и обязанности родителей и персонала детского сада.

Такой договор юридически защищает обе стороны от возможных претензий, поэтому не поленитесь и внимательно прочитайте его.

Особенности пребывания ребенка в ГКП:

Группы в садике по возрастам, целям и характеру пребывания

Учитывая, что ребенок отдается на кратковременное пребывание – питание в данной группе не предусмотрено. Только питьевой режим. Поэтому, перед тем, как привести ребенка в данную группу не забудьте его покормить.

Процесс адаптации в группе ГТК очень мягкий. Родители, могут периодически заходить в группу и навещать своего ребенка. Это позволяет плавно и без особых эмоциональных переживаний перенести кратковременное расставание с родителями, сохранить в целости его психику и не вызывать негативные ассоциации ребенка, связанные с его пребыванием в детском саду

Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса.

Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей и приводить их на небольшой промежуток времени. 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Обычное расписание в группе ГКП :

Понедельник: 9.15-9.25 — Музыкальные игры. 10.10- 10.20 — Дидактическая игра. Вторник:

Источник: https://obrmos.ru/go/go_ds/Articles/go_ds_art_groups.html

Возрастные особенности детей (для всех групп ДОУ) статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

  • Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 года).
  • В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.
  • Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:
  • — становление продуктивного целеполагания
  • — развитие речевого общения
  • — формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

У  ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.  Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников.

Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре.

 Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.

В ходе совместной предметной деятельности со взрослым продолжает развиваться понимание речи. слово отделяется от ситуации и принимает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей. К третьему году жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно – отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов – заместителей отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые в свою очередь обогащают его самостоятельную сюжетно  — отобразительную игру.

В конце раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей», но и распорядителем отношений, т.е. взять на себя какую-либо  роль.

  1. В игре впервые появляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.
  2. Возрастные особенности психического развития детей
  3.  младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В младшем возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются его физиологические функции и процессы. Активно формируется костно – мышечная система.

  • На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят:
  • — становление образа Я – осознанных представленпй о себе и устойчивого отношения к себе
  • — дальнейшее развитие продуктивного целеполагания
  • — взаимоотношения со сверстниками.

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

На четвертом году жизни продолжается развитие продуктивного целеполагания. Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом. В то же время он еще не способен выслушивать долгие рассказы о чем-то, что он не может непосредственно воспринимать. Он активно познает и исследует то, с чем он может практически действовать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности  для становления ручной умелости. Если в 2 года ребенок доволен любым результатом работы, то в 3 года он становится более критичным, более реально оценивает их, сопоставляя результат с образом цели.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заменителями других.

Читайте также:  Можно ли бананы при грудном вскармливании новорожденного, когда и в каком количестве

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем вступают в активное игровое взаимодействие.  

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно.  Продолжает развиваться половая идентификация детей, что проявляется в характере выбираемых сюжетов и игрушек.

Возрастные особенности психического развития детей

среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Пятый год жизни существенно отличается как от предшествующего – младшего дошкольного возраста, так и от последующего — старшего. Этот возраст является сензитивным для развития детской любознательности.

К четырем годам речь ребенка становиться для него средством общения, средством выражения своих мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективный способам расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно – следственные отношения. Дети пробуют строить и свои первые умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста – буйный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются игровые взаимодействия.  Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради самих действий, а ради смысла игры.  Происходит разделение игровых и реальных взаимодействия детей.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными.  Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний – это жизнерадостный человечек, который преимущественно прибывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано в свою очередь и с возрастающей психической выносливостью).

У детей этого возраста начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Изменяется характер общения ребенка со взрослым – ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость  представляет сособй возрастной фенромен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность, что ведет к детализации образа Я ребенка.

Основными направлениями развития ребенка этого возраста являются:

— способность оперировать в уме представлениями о предметах и событиях, т.е. выполнение внутренних, а не только практических внешних действий

  1. — новые взаимоотношения со сверстниками.
  2. Возрастные особенности психического развития детей
  3. старшего  дошкольного возраста (5 — 7 лет) 
  4. В старшем дошкольном возрасте лет в психике ребенка наблюдаются принципиально новые образования:
  5. — произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти)
  6. — изменения в образе «Я»
  7. — особенности общения сверстников.

        На шестом году жизни  в детских целях  появляется другое содержание. Дети стараются как-то повлиять на себя самого, свою память, внимание, восприятие, для того, чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и её целях и есть произвольность психических процессов, которая характеризуется следующим:

  • Осуществление того или иного психического процесса становиться целью  (запомнить, говорить и пр.)
  • Ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку, и т.д.
  • Психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью  которых они прежде были (ребенок играет и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Изменения в образе Я связаны с тем, что после 6 лет наряду с представлениями о том, каков ребенок на сегодняшний день, т.е. Я – реальное, появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть, — Я –идеальное, и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае, — Я – отвергаемое.

Разумеется, этот процесс еще только зарождается, и потому имеет несколько специфичные формы.  Так. Я – идеальное у дошкольника приобретает форму желания быть похожим на какой-либо персонаж сказки, фильма, знакомого человека. Ребенок может воображать себя этим персонажем.

Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

        Еще одно важное событие, происходящее в психике детей 5-7 лет – это изменения в общении со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка.  В группе возникают симпатии и антипатии.

Продолжается половая идентификация детей со взрослыми.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, высокой продуктивностью изобразительной деятельности,  применением обобщенных способов обследования предметов.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/28/vozrastnye-osobennosti-detey-dlya-vseh-grupp-dou

Статья на тему: "Характеристика группы детей дошкольного возраста"

  • Психолого-педагогическая характеристика
  • группы детей дошкольного возраста
  • ГРУППА: общеразвивающей направленности детей 6-7 лет
  • Составила:
  • старший воспитатель
  • Ильина Римма Михайловна

Моя производственная преддипломная практика проходила в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки». Группу посещают 23 ребенка: 12 девочек и 11 мальчиков. Дети находятся в группе с 7 часов 45 минут до 18 часов.

МКДОУ «Детский сад №7» имеет приоритетное направление по физическому развитию детей, поэтому в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Ромашки» организован замечательный физкультурной уголок , в котором дети могут самостоятельно и совместно со взрослыми улучшать свои физические данные. Также, учитывая пожелания самих детей и их родителей (законных представителей), в группе создан познавательно-исследовательский центр для ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Группу посещают дети 6-7 лет. Этот возраст играет большую роль в личностном развитии детей. Их развитие соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет, предъявляемых основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет дошкольного учреждения — это четвертая возрастная группа, в нее набирают деток от 6 до 7.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе дошкольного учреждения, т.к.

дошкольный возраст — особо ответственный период в первоначальном становлении социально-психологического благополучия ребенка.

В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности, в том числе на социально-психологическое здоровье.

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

В случае если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайне неблагополучной.

Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение.

Но независимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

В группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» сформированны нормальные доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, между сверстниками. Дети усвоили определенную систему социальных ценностей, правил поведения в обществе, группе, семье, моральных норм. Они умеют общаться друг с другом, оказывать необходимую помощь.

В группе присутствует мальчик, который имеет статус «отверженного» ребенка, Даня Д. Он –драчун. Это очень гиперактивный ребенок.

У него двигательная расторможенность, отвлекаемость внимания, непредсказуемость в поступках. Легко переносит наказание, не помнит обиды, не держит зла. Может поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.

Это самый шумный ребенок. Он любопытен, но не любознателен, отсутствует постоянство в интересах.

Даню Д. постепенно, последовательно приучают к усидчивости, организовывают активные спортивные игры, учат доводить начатое дело до конца.

Стас П. является самым популярным ребенком. Это внешне привлекательный ребенок, вежливый.

Самой предпочитаемой в группе является — Вера А. С ней хотят играть большинство детей, ей доверяют свои секреты, с ней советуются, хотя внешне девочке ничем не привлекательная, но очень отзывчивая.

Заметно преобладает общение со сверстниками того же пола. Даша Д. любит играть с Соней Т. и Катей К. Никита П. общается с Тимофеем С. и Ромой А. Между двумя лидерами Стасом П. и Даней Д. часто возникает конкурентность, соревновательность.

Общение со сверстниками способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием последующей учебной деятельности.

Дети уже оценивают не только поступки других, но и умеют оценивать себя, делать самооценку своим поступкам с точки зрения нормативных эталонов.

В группе проявляется интерес к коллективным формам деятельности. Дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры. С удовольствием выполняют коллективные и индивидуальные трудовые поручения. Дети четко понимают что, для того чтобы их участок был самым лучшим необходима работа всей группы. Все вместе они могут больше собрать природного материала, помочь старшим.

Читайте также:  Гиперактивный ребенок: что делать родителям - советы психолога

Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием игровой деятельности. Дети показали, что умеют и любят играть в совместные игры. Они распределяют роли до начала игры, строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровые взаимодействия сопровождаются речью, соответствующей – по содержанию и интонационно- взятой роли.

Например: Руслан М. любит играть в сюжетно-ролевую игру «Полицейский». Он точно выполняет, роль полицейского ГИБДД, его речь строгая, четкая, уверенная и вежливая. Даша Д. предпочитает играть в сюжетно-ролевую игру «Семья».

Она передает заботливое и внимательное отношение между мамой и дочками, что говорит о хороших отношениях в её семье.

Дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Они умеют общаться и договариваться друг с другом, решать конфликтные ситуации с помощью речи.

Например: играя в настольную игру «Дойди первым» Никита С. нарушил правила, началась словесная перепалка, которая перешла в драку. Однако, Стас П. четко и уверенно напомнил Никите С. правила игры и объяснил, где он допустил ошибку.

Конфликт был исчерпан.

У детей в достаточной степени развиты психологические процессы: память, внимание, восприятие, воображение и т.д. У большинства произвольная память и внимание.

Они способны запомнить названия 7-9 предметов, удерживать свое внимание на решении самых различных задач. Длительность сосредоточенной деятельности составляет 15-20 минут.

Способны выполнять задания в определенной последовательности, удерживать в памяти несложные условия.

У детей группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» присутствует одно из основных новообразований дошкольного возраста –воображение.

Произвольным и оригинальным воображением обладают Стас П., Ярослав Н., Вера А.

Они могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом, придумать интересный сюжет для сюжетно-ролевой игры, создать интересную конструкцию.

Дети способны вычленять из сложных объектов простые формы и из форм создавать сложные объекты.

У воспитанников группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» развито образное мышление. Они способны решать задачи не только в наглядном плане, но и использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, решать лабиринтные задачи.

Достаточно хорошо дети умеют анализировать, обобщать, что является основой словесно-логического мышления. Группируют предметы по нескольким признакам: цвету и форме и т.д. Способны рассуждать, делать простейшие умозаключения.

Старший дошкольный возраст –это период осознанных открытий и познавательной активности, осваивание способов получения знаний. У детей данной группы сформировано умение слушать взрослого, отвечать на его вопросы и задавать их. Они любят экспериментировать, их умственное развитие соответствует возрастным особенностям детей 6-7 лет.

Старший дошкольный возраст –это период наиболее активного рисования. Дети группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» очень любят рисовать на самые разные темы. Их любимые темы: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Герои сказок» и т.д.

Они умеют смешивать цвета и делать их оттенки. Рисунки представляют собой схематичные изображения предметов. Рисунки Дани Д., Стаса П, Веры А., Карины С. отличаются оригинальностью композиционного решения, разнообразной цветовой гаммой.

Дети достаточно детально прорисовывают изображение человеческой фигуры.

Конструктивную деятельность, большинство детей, осуществляют на основе схем, по определенным условиям. Недостаточно хорошо выполняется деятельность по замыслу. Предпочитают конструировать из разнообразного строительного материала, испытывают сложности в складывании из бумаги и работе с природным материалом.

Дети используют практически все части речи. Однако, у большинства речь развита недостаточно. У детей нет интонационной выразительности, небогатое словотворчество. Не всегда получается связно выразить свои мысли.

Причины общего недоразвития речи заключаются в большом использовании компьютеров, занятости родителей. Детям мало читают дома, редко с ними разговаривают.

Поэтому в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Ромашки» идет совместная работа воспитателей и учителя- логопеда, которые активизируют родителей, предлагают практический материал для работы с детьми в домашних условиях, разрабатывают совместные мероприятия.

Воспитатель строит общение с детьми так, чтобы ведущим в общении становился познавательный мотив. Информация, которую получают дети в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у них интерес. Дети учатся делиться своими мыслями, планами, впечатлениями.

  1. Важно продолжать работу по активизации познавательного интереса и мотивов, развивать у детей самостоятельность и умение делать самооценку своим поступкам.
  2. Необходимо создавать игровые ситуации, которые способствовали бы воспитанию дружеских качеств личности воспитанников, их положительному эмоциональному состоянию.
  3. Варианты социометрии для дошкольников
  4. В группе дошкольников 6-7 лет определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.
  5. Капитан корабля

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1.Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

2.Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3.Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4.Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики.

В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников)

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1.С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2.Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3.С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу).

  • Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:
  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.
  • Предпочитаемые – дети, получившие один — два положительных выбора.
  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).
  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные «звезды» группы и отверженные.

Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным.

Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-harakteristika-gruppi-detey-doshkolnogo-vozrasta-3065899.html

Группы в детском саду по возрастам, принцип формирования и разделения

Основной способ комплектования групп в ДОУ – по возрасту.

Детей распределяют в группы в детском саду по возрастам

В зависимости от возраста детей, посещающих дет сад, группы делят на:

  • Ясельные. Сюда водят малышей от года до 2 лет. В этом возрасте ребенок учится самостоятельно есть, мыть руки, умываться, частично одеваться.
  • Младшие. Малыши от 2 до 4 лет. Воспитатели этих групп, с помощью сюжетно-ролевых игр развивают и малышей память, мышление, речь. Младшие дошкольники учатся объединять предметы по схожим качествам: объем, цвет, форма. Сейчас они очень восприимчивы к музыке, ритму, рифме. Им интересно слушать стихи сказки, песни.
  • Средние. Их посещают ребятишки 4-5 лет. В этом возрасте дети уже могут оценить поведение, как свое, так и сверстников. Они нуждаются в друзьях и товарищах для игр.
  • Старшие. Дошкольники 5-6 лет отличаются самостоятельностью и любят проявлять инициативу. Занятия с ними должны нести познавательный характер и обучать каким-то новым навыкам.
  • Подготовительные. Ребята 6-7 лет готовятся к обучению в школе. Они запасаются знаниями и умениями, которые помогут обучаться в первом классе.

Самый распространенный способ деления малышей в саду – по возрасту. Но если у ребенка наблюдаются проблемы со здоровьем, то ему может подойти группа для детей с ограниченными возможностями. Сюда попадают ребятишки с нарушением слуха, зрения, с задержкой в развитии и другими особенностями. Каждый из них требует особого подхода в обучении.

Дети одного возраста проще находят общий язык. Перенимая друг у друга новые привычки, они быстрее развиваются. Глядя на сверстников, ребенку легче обучаться и познавать мир. Для каждого возраста разработаны свои обучающие и развивающие занятия. Дошкольники могут усвоить больше информации, если они обучаются в коллективе сверстников, принадлежащих к одной возрастной категории.

Разделение детей на группы по возрастам удобно как взрослым, так и самим детям. Дети легче адаптируются в коллективе, состоящем из ровесников. Если кто-то из садовских друзей научился чему-то новому, то остальным ребятишкам не хочется отставать. Например, надевать шапку, или завязывать шнурки. Посещая такие группы в детском саду, дети становятся самостоятельней и увереннее в себе.

Источник: https://www.wday.ru/deti/sovety-roditelyam/po-kakomu-printsipu-formiruyut-gruppyi-v-detskom-sadu/

Ссылка на основную публикацию