Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

[artlabel id=»180502″]

Главная › 3-7 › Развитие › Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

Продолжается прием работ на Девятый конкурс рисунка среди детей с сахарным диабетом, который проводит компания Санофи при поддержке Ассоциации детских эндокринологов Украины. Благодаря Конкурсу организаторы стремятся вдохновить детей к творчеству, ведь тогда и сил для контроля болезни у них станет вдвое больше, помочь им почувствовать уверенность в себе, найти новых друзей и наставников.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Практический детский психолог, арт-терапевт Елена Науменко рассказала о том, как родители могут поддерживать детей в их желании заниматься творчеством и выражать свои чувства с помощью рисунков.

Что дает ребенку рисование?

Если родители поддерживают естественное для ребенка желание творить, рисование становится одним из любимых творческих занятий уже у дошкольников. Очень важно вовремя дать «пищу» органам чувств ребенка.

Через запахи, звуки, тактильные ощущения происходит познание мира, развитие сенсорно-моторного интеллекта и проявляется интерес к творчеству.

Знакомство с красками, цветом для детей часто становится волшебной дверью в мира творчества.

Важно, чтобы взрослые не критиковали и не оценивали первые «пробы пера». Тогда рисование станет хорошим источником сил и талантов. Дети проходят определенные этапы в рисовании. Этот процесс не надо ускорять, превращать в обучение маленького ребенка, поскольку самое важное в творчестве – это удовольствие от самого процесса, а не «правильное» рисование.

К сожалению, сейчас родители маленьких детей больше ориентированы на раннее обучение, а не на творчество. А до 6-7 лет, когда очень активно развивается правое полушарие мозга, ребенку нужно как можно больше двигаться, играть, творить. Раннее обучение снижает уровень эмоционального благополучия и не самым лучшим образом влияет на физическое здоровье.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Работа Андрея Алексеенкова

Как с помощью рисования и творчества можно справляться с детскими страхами, тревогой, истерикой?

Арт-терапия хорошо справляется с такими проблемами у детей как: тревожность, агрессия, гиперактивность, проявление аутизма, психосоматические заболевания.

Дети в состоянии тревоги выходят за рамки своего тела. Время, проведенное в виртуальном мире – возле компьютера или с гаджетами, также приводит к тому, что дети «выпрыгивают» из тела. Есть такое понятие, как «заземление», то есть ощущение, что мы пребываем здесь и сейчас, в реальном мире. В арт-терапии дают много «заземляющих» телесных упражнений для того, чтобы сформировать это ощущение.

К примеру, я предлагаю ребенку представить себя деревом, ощутить, что его ножки, словно корни, проникают в землю к питательной воде. Дети с хорошим воображением моментально воспринимают образ, у них образный тип мышления.

Я часто прошу ребенка нарисовать свое дерево. Мы придумываем про него сказку или историю, подключая такой вид арт-терапии, как сказкотерапия. Воображение помогает детям в восстановлении психологического и физического здоровья.

Рука – продолжение души человека. Если у детей есть возможность оставить на бумаге «след души» даже просто в виде обведенной ладошки, это уже шажок к ощущению: «Я есть, я существую». Это особенно важно для часто и долго болеющих детей.

Академик Мирзакарим Норбеков, автор одной из лучших оздоровительных систем, в своих книгах вспоминает, как дети с сахарным диабетом научились снижать уровень сахара в крови используя собственное воображение.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Работа Ирины Миргород

Есть ли связь между материалами для рисования и психологическим состоянием ребенка?

Конечно, ребенок будет выбирать тот или иной материал для создания рисунка в зависимости от внутреннего состояния. Для проработки страхов и агрессии подходят такие материалы, как пластилин, кинетический песок, глина, различные природные материалы.

Использование красок свидетельствуют о максимальной открытости. У арт-терапевтов есть такое правило: чем младше ребенок, тем большим должен быть формат бумаги, которую мы предлагаем для творчества. Когда ребенок более взрослый, то ему легче поместить свои чувства на меньший формат бумаги.

Подросткам часто достаточно бумаги формата А-4 и простого карандаша.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Работа Виталия Ходукина

Как родителю увидеть страх ребенка в рисунках?

Внимательные родители замечают страх или тревогу ребенка по изменениям в его поведении: по тому, как ребенок спит, ест, общается или не общается, какое у него преобладает настроение. Грамотный психолог не будет «диагностировать» рисунки ребенка, если мама принесла их из дому. Важно, чтобы ребенок рисовал в присутствии специалиста.

А родителям нужно знать, что есть нормативные страхи, связанные с определенным этапом в развитии ребенка, и страхи невротические. Нормативные страхи «живут» до двух недель. Если страх продолжается больше двух недель и сопровождается нарушениями поведения, сна, болями в теле, хорошо бы обратиться к специалисту.

До сих пор многие взрослые верят мифу, что если умалчивать проблему, то ребенок будет счастливо жить в неведении. Это неправда. Очень часто на молчание взрослых ребенок реагирует повышением тревоги.

Дети всегда догадываются о напряжении в отношениях родителей, считывая эмоции со взглядов, движений, вздохов. Нельзя скрыть вещи, которые касаются эмоционального неблагополучия в семье. Открыто говорите с ребенком о своих чувствах, учитывая возраст ребенка.

Также очень важно позволять ребенку проживать состояние утраты вместе с семьей.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Работа Алисы Алексеевой

Как можно мотивировать детей к творчеству?

Единственный способ воспитания ребенка до 6 лет – это подражание. Если родители позволяют себе творить и получают от этого удовольствие – это лучшая мотивация для ребенка.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Сахарный диабет у ребенка: как принять диагноз

Хронические заболевания часто нарушают социальные контакты ребенка, создают дефицит человеческого общения, могут вызывать апатию, пассивность снижение настроения. А психологически здоровый ребенок – это активный ребенок. Поэтому участие в творческих проектах полезно для всех детей. Творчество дает ощущение приобщенности к другим людям, ощущение собственной самоценности, уникальности.

Ребенок понимает, что может сделать что-то по-особенному, как никто другой. Это очень вдохновляет и придает силы. Чтобы мотивировать детей принимать участие в конкурсах, надо просто рассказать им, что у них появится больше возможностей для учебы, творчества, встреч с другими людьми.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/kak-risovanie-vliyaet-na-zdorove-rebenka-rekomendatsii-psihologa-dlya-roditelej/

Почему занятия рисованием и лепкой так важны для детей?

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Детское творчество начинается с простых и доступных занятий — рисования и лепки. Психологи отмечают необыкновенную важность этих занятий для интеллектуального и физического развития ребенка. Замечательным их качеством является то, что они приятны и интересны детям, их не надо заставлять и уговаривать взять в руки карандаши и краски.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Рисование — это первое творческое занятие, которым с удовольствием занимаются практически все дети. Еще не умеющие самостоятельно ходить малыши водят пальчиками по полу или по тарелке с кашей, изображая какие-то каракули. Крохи рисуют чем угодно и где угодно: карандашами и красками на бумаге, мелками на стене и асфальте, палочкой на песке.

Сначала детские рисунки представляют собой непонятные линии и каракули, впоследствии они становятся более осмысленными и понятными взрослым.

Родители обычно с одобрением относятся к этому детскому занятию и легко мирятся с испачканными столами, руками и предметами одежды. Совместное рисование взрослых и детей может стать интересным занятием, увлекательным для всех участников.

Рисование является не только развлечением, но и необходимым занятием для развития детского организма, мыслительных и речевых способностей малыша. Пользу рисования можно свести к следующим моментам:

  • развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка к письму;
  • развитие воображения, образного мышления, памяти;
  • обучение анализу внешнего вида предметов, сравнению их между собой;
  • понимание важности размеров предметов и их правильному соотношению;
  • знакомство с многообразием цветов и оттенков;
  • возможность самовыражения ребенка, проявление эмоций, отражение впечатлений;
  • интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, понимание важности мелких деталей предметов.

А еще рисование и лепка способствуют развитию таких качеств как усидчивость и самодисциплинированность.

Специалисты по детскому развитию расходятся во мнениях, надо ли учить детей правилам рисования, или оно должно быть процессом самовыражения. В любом случае, ребенку не повредит узнать, как держать карандаш, какие бывают цвета, как смешивать краски.

Рисовать ребенок может начать в самом раннем возрасте, как только сможет уверенно сидеть. Для первых занятий лучше приобрести пальчиковые краски так, как слабые детские ручки не смогут пока удержать карандаш. Малыша надо удобно устроить на детском стульчике и приготовиться к тому, что все окружающее будет испачкано.

Ребенка нельзя оставлять одного, потому что первым делом он попробует краску на вкус. Иногда родители изобретают краски собственного изготовления: из натуральных соков и крахмала. Ее попадание в рот не принесет вреда, но крохе все равно надо запретить ее есть, чтобы это не стало опасной привычкой.

Малышей до года можно учить рисовать более чистым методом — с помощью воскового мелка. Давать ребенку надо маленький кусочек, его придется держать тремя пальчиками, а это будет полезно для подготовки руки к письму. Мелком малыш сможет проводить линии, повторяя движения за мамой.

После года ребенок уже может удерживать в руке карандаши и фломастеры. Для рисования надо подготовить большие листы бумаги, можно остатки обоев. Ребенок в этом возрасте рисует размашисто, не чувствует границ листа, если предложить ему обычный лист, он легко продолжит рисунок на столе.

Постепенно размеры бумаги будут уменьшаться, малыш научится контролировать движения, управлять кистью руки и пальчиками. Вначале ребенок зажимает карандаш в кулачке, поэтому родители должны приучать его к правильному положению карандаша, готовя руку к письму.

Акварельные краски можно давать ребенку в возрасте 2-3 лет. Первые попытки будут мало похожи на рисунки, скорее это будут разноцветные пятна, смысл которых понятен только самому ребенку. Маленькие дети еще не различают промежуточных цветов и при рисовании выбирают контрастные цвета. Но малышам очень интересно смешивать цвета, окуная кисточку во все баночки сразу.

Они могут рисовать не только традиционными инструментами: карандашами, красками, мелками, но и новыми средствами: песком, крупами, специальными трубками, штампиками, мягким пластилином. Все они благотворно влияют на развитие мышц руки и тактильных ощущений.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Пластилин всегда входил в список лучших подарков для детей. Самым маленьким давать его не надо, так как они сразу потянут его в рот. А вот, начиная с двухлетнего возраста, интерес ребенка к лепке следует всячески стимулировать. Лепка способствует развитию ребенка в нескольких направлениях.

  • В первую очередь, это мелкая моторика, возможность выполнять точные и скоординированные движения, обучение управлению кистью руки и пальчиками.
  • При разминании пластилина массируются активные точки на пальцах и ладошках, связанные с областью мозга, отвечающего за интеллект.
  • Ребенок придумывает форму фигурок, воспроизводит знакомые образы, развивая воображение и память.
  • Занятия лепкой успокаивающе действуют на ребенка, и могут иметь терапевтический эффект для гиперактивных детей.
Читайте также:  Игра в «резиночку»: правила, как играть на ногах и на руках

И просто лепка — это творческий, интересный процесс, дающий возможность малышу проявить свою индивидуальность.

Ребенка надо постепенно знакомить с материалом для лепки, учить отщипывать кусочки, разминать их, катать колбаски и шарики, создавать фигурки. Вместо пластилина можно использовать тесто для лепки.

Особенно для тех детей, кто на протяжении долгого времени тянет все в рот. Соленое тесто для лепки невкусно. В нем слишком много соли. Поэтому дети из него только лепят. Оно так же, как и пластилин, бывает нескольких цветов.

Еще в продаже можно встретить тесто для лепки с ароматами, с блестками.

Дома самим можно легко сделать соленое тесто из муки, воды и соли. Если добавить акварельные или гуашевые краски, то оно будет цветным.

Из теста для лепки с помощью пластмассовых формочек можно вырезать разные фигурки, потом наклеить их на картон или плотную бумагу. Таким способом делают целые картины по мотивам детских сказок и стихов.

Есть замечательное свойство у соленого теста — оно застывает и сохраняет форму. Предметы, куклы, фигурки из теста можно высушить просто на подоконнике и оставить на память.

Все новые знания и умения по рисованию и лепке идут на пользу ребенку. Родители должны стимулировать и поощрять все творческие занятия, не оценивая и не критикуя получившийся результат.

Полезно давать детям новые темы и идеи для рисования и лепки, подсказывать, как сделать работу лучше. Обязательно нужно хвалить все произведения и рисунки, сравнивая только с его предыдущим результатом. Поддержка со стороны родителей будет вдохновлять малыша на новые творческие успехи.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/polza_risovaniya_i_lepki_dlya_detey/

Как рисование влияет на психику детей?

Развитие познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие, ощущение и внимание происходит ещё в детстве. Именно в детском возрасте у человека закладывается психика.

На психическое развитие ребёнка воздействуют некоторые аспекты жизни: психологическая обстановка в семье, условия жизни, взаимоотношения с окружающими, а также хобби и увлечения ребёнка. Наибольшее значение в жизни и развитии ребёнка имеют занятия рисованием.

Но каким образом рисование может воздействовать на психику ребёнка?

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

5 причин отдать ребёнка в художественную школу

Во-первых, художественное рисование немало развивает воображение ребёнка. Ведь для того, чтобы что-то изобразить на бумаге, нужно придумать в голове некий образ какого-либо предмета или животного.

Например, можно вместе с мамой или папой нарисовать милого котика (https://pustunchik.ua/treasure/draw/malyujemo-kotyka), и придумать ему что-то оригинальное. Вместе с воображением проявляется и фантазия. А это очень важный аспект в развитии ребёнка. Именно фантазия обогащает детский внутренний мир.

Во-вторых, занятия рисованием способствуют развитию креативности, что конечно же пригодится маленькому человечку в будущем.

Кроме этого увлечение рисованием может существенно повлиять на интеллектуальное развитие ребёнка посредством того же воображения. Чем больше и сложнее образы в голове ребёнка, тем активнее вырабатываются мыслительные процессы мозга.

С помощью рисования можно развить и моторные функции ребёнка. На это направлены нетрадиционные техники рисования, в особенности для детей дошкольного возраста, например, пальчиковое рисование и рисование песком. Надо сказать, что такие необычные способы развития ребёнка широко используются профессионалами по работе с детьми.

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Ну и ещё один немаловажный аспект в жизни ребёнка — его эмоциональная составляющая. С помощью рисования дети способны по-настоящему релаксировать и получать огромное удовольствие. Многие дети рисуют, чтобы снять напряжение после трудного дня в школе или в подготовке к экзаменам. Занятия рисованием способны ликвидировать негативные чувства и мысли ребёнка.

  • Итак, как рисование влияет на психику ребёнка:
  • 1. Развивает воображение и фантазию;
  • 2. Способствует развитию креативности;
  • 3. Положительно сказывается на интеллектуальном развитии;
  • 4. Развивает моторные функции у дошкольника;

5. Удовлетворяет эмоциональные потребности.

Очень важно способствовать психическому развитию детей. Каждому родителю стоит подумать о том, чтобы отправить своих детей в художественную школу. Рисование — не только процесс творчества и интересное хобби, но и способ развить психические способности ребёнка.

Источник: http://odesskiy.com/blogi/kak-risovanie-vlijaet-na-psihiku-detej.html

Развитие ребенка через рисование: польза рисования для детей

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры».

К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант.

Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Польза рисования для детей: влияние на развитие, мнение психологов

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей.

Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города.

Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам.

Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели.

Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий.

Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник: https://fruktoviysad.ru/articles/dosug/chto-daiet-risovaniie-dietiam/

Как рисование влияет на развитие ребенка

Влияние на интеллект Влияние на фантазию и воображение Влияние на развитие речи Влияние на развитие восприятия Нетрадиционные техники рисования Как приготовить краски самостоятельно

Рисуя, маленький человечек учится не только видеть и представлять образы, но и воссоздавать их. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения. Он изображает свое индивидуальное отношение к окружающему, показывает, что для него главное, а что второстепенное.

Благодаря рисункам мы, взрослые, можем понять внутренний мир малыша. Этим хорошо пользуются психологи. Недаром большинство психологических тестов для детей проводятся посредством рисования или идентификации конкретных образов.

Как именно рисование влияет на разные стороны развития ребенка?

Влияние на интеллект

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество. От того, как мышление развивалось в период оперирования образами, зависит его готовность к следующему, логическому, этапу.

Уникальное свойство человеческого мышления — креативность — развивается в детстве, в творческой деятельности.

Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями.

Поиск ассоциаций и генерация образов — отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

Влияние на фантазию и воображение

Фантазия нужна будущему взрослому — она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

Читайте также:  Во сколько месяцев можно сажать девочек и как правильно это делать

То, что ребенок способен перенести на бумагу, не передает всего воображаемого им мира. Именно поэтому дети часто видят в своих рисунках больше, чем нарисовано, — они фантазируют, придумывая различные истории о своих картинках.

Родителей не должно раздражать такое «фантазерство»! Эту способность нужно поддерживать, не становясь скучным занудой, указывающим ребенку на несоответствия между выдуманным образом и неумелым рисунком.

Наоборот, лучше включиться в игру и попытаться «увидеть» превращения образа.

Влияние на развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Родителям стоит внимательно слушать рассказы ребенка и задавать наводящие вопросы, интересоваться героями, сюжетом, деталями. Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

Влияние на развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, — очень полезное для развития мышления.

Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первые неудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.

Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность, ребенок экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

К нетрадиционным техникам относятся:

  • рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;
  • рисование по стеклу;
  • роспись ткани;
  • рисование мелом по бархатной бумаге;
  • роспись камней, кружек и других предметов;
  • рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;
  • рисование по песку и рисование песком…

Список можно долго продолжать, т.к. рисовать можно многими предметами и материалами по еще большему количеству предметов и материалов. В данном вопросе мы предлагаем вам, дорогие родители, проявить уже свои фантазию и изобретательность и подключить ребенка к придумыванию того, «на чем бы и чем нам с тобой еще порисовать»? Дерзайте и у вас все получится!

Как приготовить краски самостоятельно

Даже совсем маленькие дети могут рисовать красками, если эти краски пальчиковые (ребенок макает палец в краску и рисует пальцем). Родители могут самостоятельно приготовить безвредные краски для детей.

  • Для этого понадобится:
  • — 2 чашки комнатной воды;
  • — 3 столовые ложки сахара;
  • — ½ чашки крахмала из кукурузы;
  • — пищевые красители.
  • Все, кроме красителя, необходимо смешать и на тихом огне варить 15 минут, затем охладить, разлить по небольшим емкостям и добавить пищевые красители.
  • Обсуждение темы «Детская художественная школа» на нашем форуме. 
  • Кроме собственной, использована информация из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой и с сайтов Наши дети и Мир учителя. 

Источник: https://nnmama.ru/news/week/news_101209/

Статья "Влияние рисования на психическое развитие ребенка"

Влияние рисования на психическое развитие ребенка

Знаменитый педагог А.В. Сухомлинский писал: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности. В.С.

Мухина отмечает, что «изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам»[16, с.32].

Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психического развития.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов совершенствования всего организма, и психики в частности.

До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней).

Можно представить, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических).

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Поэтому многие исследователи (в том числе и Л.С.

Выготский, который даже назвал детское рисование графической речью) возвращаются к заявлению Левинштейна (1907), что рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

«Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире» [15, с.77]. Согласованное участие многих (если не большинства) психических процессов и функций в изобразительной деятельности требует, в свою очередь, четкого межполушарного (межфункционального) взаимодействия.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Проблема развития способностей младших школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей школьников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей младшего школьного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей младшего школьного возраста.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

  • Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
  • Наблюдение педагогической практики в показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.
  • Это происходит в связи с тем, что не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.
Читайте также:  Аутизм у детей: признаки, симптомы, причины возникновения и диагностика

Источник: https://infourok.ru/statya-vliyanie-risovaniya-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka-3056371.html

Как рисование влияет на развитие детей – Развитие ребенка

Дети любят рисовать. Во всех странах и обществах дети создают картины, рисунки и рассказывают истории с помощью изображений, даже если в их распоряжении есть только палка и песок.

Начиная с годовалого возраста и на протяжении всего детства дети раскрашивают картинки и рисуют всевозможные реалистичные и фантастические рисунки.

Детские рисунки часто поражают родителей и психологов, которые видят в них ключ к индивидуальным качествам, эмоциям и умственному развитию ребенка.

Рисунки – это отображение творчества ребенка и его чувства прекрасного. Рисуя, дети также развивают логическое мышление и символическое представление, поскольку учатся отображать окружающий мир в двухмерном пространстве, на бумаге.

Рисование также развивает пространственную ориентацию ребенка, способствует обучению точным наукам и помогает регулировать эмоции во время стресса. Психолог Лев Выготский утверждал, что рисунки являются частью символической системы коммуникации, включающей в себя речь, чтение и письмо. Система коммуникации ребенка раскрывается в процессе развития.

В буквальном смысле примитивные детские рисунки служат промежуточным звеном между устными и письменными формами языка.

Но как родители и учителя могут научить ребенка рисовать? Нужно ли это делать? И как именно это можно сделать? В художественной школе ребенка могут научить конкретным методам рисования.

Но, кроме этого, маленькие дети любят играть в кубики, разыгрывать сценки или читать детские книги. Могут ли эти занятия повлиять на умение ребенка рисовать? Чтобы найти ответ на этот вопрос, американские психологи провели исследование.

Оно длилось 8 недель, и в нем принял участие 91 ребенок дошкольного возраста.

Дети были случайным образом распределены по трем группам, в каждой из которых они занимались определенным занятием: читали детскую книгу, строили из кубиков или играли в воображаемые ролевые игры.

Вместе с тем каждая группа детей рисовала, и ученые исследовали, насколько влияли занятия детей на их навыки рисования: художественное мастерство, познавательные способности и т.д.

Детские рисунки оценивались по пяти критериям: творческие способности, художественный талант, пространственная сложность, использование цветов и использование образов людей в рисунках.

Исследование показало, что навыки рисования у детей (в совокупности всех пяти критериев) в течение восьми недель улучшились. Дети, у которых навыки рисования были изначально выше, показали больший прогресс в обучении, хотя улучшение навыков наблюдалось у всех детей.

Из трех занятий наиболее полезным для развития навыков рисования оказалось чтение книги: оно положительно повлияло на развитие творческих способностей, таланта и пространственной сложности.

Группа, в которой дети строили из разноцветных кубиков, показали наибольший прогресс в использовании цветов в рисунках. Ролевые игры меньше всего повлияли на развитие навыков рисования, но в этой группе наблюдался наибольший прогресс в использовании образов людей в рисунках.

Вероятно, это было связано с тем, что в ролевых играх на первый план выходят взаимоотношения между людьми.

Почему чтение оказалось оптимальным занятием для развития навыков рисования у детей? Психологи, которые работали с группой детей, которые читали книги, задавали детям много вопросов, связанных с иллюстрациями.

Психологи часто останавливали процесс чтения, чтобы задать вопрос о цветах, пространственном расположении предметов и сюжетных элементах, изображенных на рисунках. Затем детям предлагалось коротко ответить на поставленные вопросы или обсудить рисунок.

Иллюстрации чрезвычайно важны в детской литературе, поэтому, когда внимание ребенка обращают на детали этих иллюстраций, он лучше понимает, как должен выглядеть качественный рисунок.

Рассматривая стиль и сюжет иллюстраций, дети смогли достигнуть прогресса в развитии творческих способностей, сложности и реалистичности своих рисунков. Иными словами, дети перешли от наблюдения к созданию собственных рисунков.

Рисование связано с развитием познавательной, эмоциональной сфер и символьного языка ребенка, восприятием пространства и обучением точным наукам.

Поэтому родителям важно знать, какие виды деятельности, кроме формального обучения рисованию, способствуют его развитию.

Рассмотренное выше исследование показывает, что родители и учителя могут использовать чтение иллюстрированных книг в процессе обучения ребенка рисованию.

Обращая внимание ребенка на цвета, формы, элементы сюжета и общее исполнение книжных иллюстраций, вы можете улучшить его мастерство в рисовании.

Большинство психологических исследований на эту тему, которые проводились ранее, были посвящены интерпретации содержания детских рисунков.

Однако дальнейшее исследование того, какие виды деятельности помогают ребенку развивать его навыки, поможет понять, как можно совместить досуг ребенка с его развитием.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.83 из 5 на основе 6 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/6632/

Статья на тему: "Влияние рисования на психику детей" | Социальная сеть работников образования

                       Статья для родителей

          «Влияние рисования на психику детей».                    

                                                              Качанова В.Н.

 Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы детей, особенности их внутреннего мира.

Детский рисунок может рассказать больше, чем сам ребенок. Работа над рисунками, картинами, скульптурами помогает выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение.

С их помощью ребенок передает все, что у него внутри.

Уже само преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.

Широкие мазки при рисовании красками, отсутствие набросков и дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость находит свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности. При заторможенности и беспокойстве дети рисуют мало.

Отсутствие рисования обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений, страхов.

Необходимо, чтобы дети рисовали свои страхи. Если рисунок сделан, значит ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся.

Изобразительная и творческая деятельность настолько благотворно влияет на ребенка, что появилось целое направление в детской психологии — арттерапия.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.

В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, монотипия, монохром и т.д.

Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Важно выразить одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе.

Обсуждайте рисунки вместе с детьми! Отрицание страха закрепляйте похвалой! Пусть ваши дети станут вам еще ближе!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/24/vliyanie-risovaniya-na-psikhiku-detey

АРТ-ТЕРАПИЯ. ВЛИЯНИЕ РИСОВАНИЯ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА

Около века назад психологи выяснили, что изобразительное искусство благотворно влияет на эмоциональное состояние человека.

В период депрессии, усталости, психологического перенапряжения рисование помогает расслабиться и справиться с негативным внутренним ощущением. К сожалению, взрослые люди редко прибегают к этому методу.

А ведь изобразительное искусство является полезной альтернативой успокаивающим средствам и сильным антидепрессантам.

В психологии практикуется несколько методов, связанных с рисованием: изотерапия, цветотерапия, арт-терапия.

Эти практики между собой тесно связаны: изотерапия помогает справиться с проблемами через осознанные рисунки; цветотерапия – через неосознанные, то, что человек рисует не задумываясь, например, под определенный музыкальный фон (линии, штрихи, геометрические фигуры); арт-терапия – ряд нетрадиционных техник, выходящих за пределы рисования на бумаге. Но у всех этих методик цель одна – помочь человеку разобраться со своими внутренними переживаниями.

Человек, изображая на холсте свое настроение, мысли, эмоции, себя и своих близких с помощью гуаши, акварели, фломастеров, карандашей, мелков, начинает рассуждать над причинами возникновения этого состояния. В большинстве случаев по завершении картины он сможет найти причины и понять, как их нейтрализовать.

Заметьте, дети постоянно выражают себя через рисование, а от процесса получают психологическое удовлетворение. Дети любят не только рисовать, но и раскрашивать готовые рисунки, располагая цветовой гаммой на свое усмотрение.

Достаточно предложить заигравшемуся, эмоционально возбужденному ребенку порисовать или раскрашивать картинки, как через 15 минут деятельности наступит тишина, успокоение и увлечение процессом. Также рисование действует и на взрослого человека: успокаивает нервную систему, восстанавливает гармонию в эмоциональной сфере.

Кроме рисования на бумаге, можно использовать техники точечной росписи посуды или камней, ткани, стекла.

Изотерапия помогает справиться с низкой самооценкой, агрессивностью, нервозностью, различными страхами. Существует ряд тренингов для преодоления тех или иных проблем. Для занятий можно обратиться к психологу или заняться рисованием самостоятельно. В сети и в книжных магазинах много материала, написанного опытными психологами.

Книги антистресс-рисования помогают разобраться человеку с самим собой через расшифровку линий, фигур, цветовых оттенков, нарисованных предметов, животных, людей. Ведь через изображение можно понять, о чем думает человек, что его волнует и узнать тайные желания.

Можно нарисовать целую сказку, а потом разобраться, какие страхи не дают вам покоя.

На самом деле не нужно глубокого погружения в изотерапию, достаточно в периоды неспокойного состояния начинать плавные движения кистью по холсту, наслаждаясь легкостью процесса.

Но если вам нужно разобраться с серьезными проблемами, желательна помощь специалиста, который сможет правильно растолковать значение рисунков, а через них поможет справиться с психологическим перенапряжением.

Важно сохранять свои творения, подписывая дату создания, чтобы была возможность в будущем вернуться и пересмотреть рисунки. Возможно, через них вы найдете ответы на все свои вопросы.

Источник: Expound

Источник: http://www.musulmanka.su/index.php/fresh/item/art-terapiya-vliyanie-risovaniya-na-psikhologiyu-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию