Как научить ребенка глотать таблетки — советы мамам

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью.

Процесс «научения» запускается с введением прикорма.

Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания.

В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды.

Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье

http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж.

Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц.

Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка.

Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/17609.html

Как научить ребенка с аутизмом глотать таблетки: советы от специалистов ABA

Проглатывать таблетки, запивая их водой, для нас кажется обычным делом, но для людей с расстройством аутистического спектра — это навык, который нужно развивать, иначе дать нужное лекарство не получится.

Многие родители аутят сталкиваются с отказом проглотить таблетку, независимо от ее размера, вкуса и запаха, поэтому прибегают к различным ухищрениям: измельчают лекарство, добавляя его в пищу, разводят с соком и т.д. Это неплохие способы на один-два раза. Давать таблетки таким образом на постоянной основе все же нежелательно, так как у них есть ряд недостатков.

Чтобы узнать, как научить аутиста глотать таблетки, лучше всего обратиться к методам прикладного анализа поведения. Здесь на помощь придут процедуры систематической десенситизации, постепенное увеличение требований, моделирование и подкрепление положительного поведения.

Если у ребенка имеются серьезные проблемы со здоровьем, трудности с глотанием или поведением, то ему понадобится помощь поведенческого специалиста для проведения тщательного анализа поведения и составления индивидуальной программы коррекции существующих проблем.

Основные проблемы приема таблеток у аутиста

Есть несколько причин, по которым люди с РАС отказываются глотать таблетки:

  • неприятный вкус или запах;
  • пугающий размер,
  • проблемы с глотанием;
  • выраженные поведенческие нарушения;
  • неприятные ощущения, когда таблетка (особенно большая) проходит по пищеводу.
Читайте также:  Аллергия на гречку у грудничка - симптомы и лечение

Некоторые родители просят выписать им жидкую форму лекарства, если знают, что ребенок без проблем пьет сироп. Однако далеко не во всех лекарствах она бывает и со временем все равно может возникнуть необходимость в приеме капсул.

Именно поэтому многие начинают измельчать таблетку, добавляя ее, например, в фруктовое или овощное пюре. С некоторыми лекарствами это может сработать. Но многие измельченные препараты имеют горький вкус и неприятный запах (например, Омега-3), которые после смешивания приобретает и смесь. Разумеется, такую еду ребенок, скорее всего, откажется употреблять.

Еще один распространенный способ, как дать лекарства аутисту, заключается в их смешивании с вкусным соком.

Но, как известно, аутисты очень избирательны в своих вкусовых предпочтениях, а потому сок им может категорически не нравится. Попытаться растворить капсулу в воде или скрыть ее вкус вряд ли получится.

Единственное правильное решение в данном случае — научить особенного малыша глотать таблетки.

У перечисленных методов, даже если они работают, есть два существенных недостатка:

  • Вы никогда не узнаете, какую дозу лекарства получил ребенок. Смешивая витамины или добавки с соками, жидкими супами, смесями нужно учитывать, что через какое-то время препарат оседает на дне. Как бы тщательно аутенок все не съел, все равно часть лекарства остается на стенках стакана/тарелки.
  • Влияние на время приема таблеток. Для достижения максимальной эффективности ряд лекарственных препаратов нужно принимать строго в одно и то же время. Но дети часто затягивают с питьем сока, отвлекаясь на другие дела, порой до получаса или даже дольше. Заставлять пить аутиста быстрее, если он не хочет, не стоит, поскольку это может привести к тому, что он вовсе будет отказываться от питья, ассоциируя его с неприятными ощущениями. Таким образом нельзя гарантировать, что нужная доза препарата поступит в организм вовремя.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Методы обучения приема таблеток ребенка с аутизмом

Систематическая десенситизация

В зависимости от причин, по которым особенные дети отказываются глотать таблетки, назначается тот или иной метод коррекции. Страх перед лекарством (его формой, размером) — достаточно распространенное явление среди аутистов. Чтобы побороть его, используется метод систематической десенситизации, который гласит:

“Если в присутствии стимула тревоги (в данном случае таблетки) могут быть вызваны реакции, подавляющие ее, то связь между стимулом и тревогой ослабляется”.

Иными словами, ребенка учат перестать бояться таблеток, независимо от их размера, с помощью замещения негативного поведения (тревога, страх) позитивно окрашенными реакциями (расслабление, чувство контроля над происходящим).

На примере: вы знаете, что ребенок боится пить таблетки, но очень любит фруктовое пюре. Вы кладете таблетку в ложку с пюре так, чтобы ее не было видно и наблюдаете за реакцией (важно, чтобы первая таблетка была маленькой).

Если малыш без проблем глотает ее, то в следующий раз покажите, что вы кладете таблетку в его любимое пюре и постарайтесь максимально доходчиво объяснить, почему ее нужно принять и покажите, что он получит, когда сделает это. Не обязательно начинать с таблеток.

Можно поначалу использовать сухую крупу (рисинку, пшенное зерно), мелкие макаронные изделия.

Постепенное увеличение требований

Если тренировки начались с приема крупы, то со временем можно увеличить импровизированную таблетку до размера фасолины. Когда ребенок отлично справится и с ней, смело переходите к приему настоящих лекарств.

Как правильно увеличивать размер таблетки: каждое новое достижение нужно закреплять, а потому следует повторять прием таблетки одного и того же размера по 2-3 раза. Например, если ребенок трижды успешно проглотил крупинку гречки, дайте ему маленькую макаронину или фасолину. Каждый этап обучения должен обязательно подкрепляться поощрением, от которого малыш стопроцентно получит удовольствие.

Когда аутенок научится принимать любые таблетки, можно развивать и другие важные навыки, связанные с приемом лекарств. Например, научить ребенка, подростка или взрослого самостоятельно пить капсулы из контейнера, где они уже разложены по дням недели, реагировать на таймер приема медикаментов или визуальное расписание.

Моделирование и подкрепление положительного поведения

Моделирование положительного поведения осуществляется на основе поведенческого анализа и является сугубо индивидуальным. Поскольку у каждого человека с расстройством аутистического спектра есть свои сильные стороны, навыки, они учитываются при разработке программы по коррекции поведения.

Подкрепление положительного поведения — это один из ключевых принципов ABA-терапии. Он подразумевает выдачу поощрения аутисту, когда он выполнил желаемое действие.

Например, проглотил таблетку, запив стаканом с водой, или съел ложку пюре, в котором лежало лекарство.

Поощрение является эффективным стимулом положительного поведения наряду с созданием комфортных условий при проведении обучения приема таблеток.

Среди методов поведенческой терапии также есть видеомоделирование. Для аутенка записывается видео, где показано действие, которое он должен совершить. Как только он продемонстрирует положительное поведение, следует сразу же наградить его. Это может быть любимое лакомство, игрушка, книжка и т.д.

Если вы используете АБА-терапию, вам следует знать, что:

  • Добиться желаемых результатов можно лишь строго соблюдая указания лечащего поведенческого терапевта. Любые изменения в обучении на ваше усмотрение могут откатить имеющиеся достижения до базового уровня.
  • Чтобы установить наличие или отсутствие прогресса и при необходимости своевременно корректировать план лечения, нужно регулярно посещать специалиста и проводить соответствующие тесты.
  • Вы можете самостоятельно научить ребенка пить таблетки, пройдя специализированные курсы — ава терапия для родителей. Здесь вы узнаете, как научить ребенка-аутиста принимать лекарства, а также развить другие обязательные навыки для самообслуживания и самостоятельной жизни.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Ошибки при обучении приема таблеток для ребенка аутиста

Прием таблеток для ребенка-аутиста действительно часто бывает нелегкой задачей. Ситуацию может усугубить неправильный родительский подход к решению проблемы.

Существует мнение, что быстрее всего можно обучить ребенка с РАС пить лекарства, начав с вкусных “тренировочных таблеток” — “тик-так”, леденцы и др.

Если он привыкнет к их сладкому вкусу и приятному аромату, то естественного перехода на настоящие лекарства не произойдет, ведь они имеют обычно абсолютно противоположные характеристики. Поэтому конфеты являются не лучшим средством для обучения глотания таблеток.

Чтобы малыш сразу привыкал к тому, что лекарства — это невкусно, но необходимо, предоставьте ему достойное поощрение, за которое он согласится выполнить ваше указание.

“Если с детства не научить аутичного ребенка глотать таблетки, то с возрастом давать ему витамины, добавки, лекарства будет все сложнее. Современные методы поведенческой терапии (АВА) позволяют успешно обучать особенных детей этому навыку”.

Какие еще распространенные ошибки допускаются при обучении приема таблеток:

  • попытки насильно положить капсулу на язык;
  • отсутствие подкрепления желаемого поведения;
  • выдача поощрения до того, как ребенок выполнил действие;
  • недостаточно весомое поощрение;
  • поблажки и подкрепление отрицательного поведения (давать сладости, когда аутист капризничает и не хочет пить таблетку);
  • несоблюдение рекомендаций поведенческого терапевта и отступление от назначенной схемы терапии.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-nauchit-autista-glotat-tabletki/

Как научить ребенка глотать капсулы. Сложный физиологический процесс или как научить ребенка глотать таблетки

Во время болезни ребенка к волнению о его самочувствии добавляются и проблемы терапии.

Дети не всегда готовы принимать медикаменты, и чтобы уговорить их на это, часто требуется много сил и времени.

Есть несколько советов для родителей – как научить ребенка глотать таблетки. Ведь именно на родителей педиатр возлагает ответственность за проведение успешной терапевтической схемы, назначенной врачом.

  • Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.
  • Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.
  • Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.
  • Этот процесс делится на три фазы:
  1. Ротовая
    – управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
  2. Глоточная
    – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке – способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

  1. Мышцы – сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.
  2. Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.
  3. В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.
  4. Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.
  1. Пищеводная
    – длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.

В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.

На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.

Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.

Причины отсутствия соматического глотания

Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.

При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.

Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:

  1. Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
  2. Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
  3. При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
  4. , функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
  5. : чересчур длинной или с крупным отверстием.
  6. При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.

Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Читайте также:  Безмолочные смеси для грудничков: виды, названия, какую лучше выбрать

Как научить ребенка глотать таблетки

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.

Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.

Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов.
Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.

  1. Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
  2. Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
  3. Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
  4. Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
  5. Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
  6. Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
  7. Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
  8. Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
  9. Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
  10. Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
  11. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
  12. В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.

Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.

Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

Объяснить маленькому ребенку, что эта горькая таблетка или противные капли помогут выздороветь, чаще всего невозможно.

Болеющий малыш концентрируется лишь на негативной эмоции настоящего момента, и даже потенциальное улучшение не способно заставить его принять лекарство.

Именно поэтому не стоит тратить силы и искать разумные доводы. Данная ситуация относится к числу тех, когда стоит прибегнуть к хитрости.

Горькие таблетки следует размолоть до порошкообразного состояния и разбавить сладким ягодным сиропом или вареньем.

Если вкус лекарства приемлемый, но почему-то не нравится ребенку, попробуйте незаметно развести препарат с его любимым лакомством: фруктовым пюре, джемом, сгущенным молоком, йогуртом.

Если прием лекарства на самом деле важен, можно позволить малышу даже что-то условно-запретное, куда будет подмешан медикамент.

Существует отличный способ легко глотать таблетки. Нужно всего лишь запивать их из бутылки. В данном случае язык располагается во рту таким образом, что момент глотания становится более легким.

Пробуем договориться

Если ваш малыш находится в том возрасте, когда с ним можно договориться, используйте эту возможность. Выстройте свои аргументы заранее. Надавите на эмоции: впечатлительные дети поддаются уговорам гораздо быстрее.

Убедите ребенка, что он достаточно большой, чтобы принимать лекарства самостоятельно и без слез. Используйте принцип сравнения с другими детьми, которые могут легко выпить таблетку. Пообещайте малышу долгожданный подарок за его и смелость.

Возможно, так поступать не совсем педагогично, однако в данном случае на карту поставлено здоровье вашего сына или дочери.

Помните о том, что большинство современных лекарств для детей на самом деле не имеют неприятного вкуса и максимально просты в использовании. Стереотипы, страх и необоснованные предубеждения — именно это мешает ребенку нормально лечиться с помощью медикаментов.

Приучайте ребенка к беспроблемному приему медицинских препаратов заранее. Проконсультируйтесь с врачом по поводу приема поливитаминов курсами, давайте малышу сироп шиповника или другие полезные добавки в разных формах.

Сила — крайняя мера

Иногда ребенок находится в том возрасте, когда объяснить целесообразность приема лекарств еще сложно, а обхитрить — почти невозможно. Если от препарата на самом деле зависит здоровье или даже жизнь малыша, не остается ничего, кроме применения силы. Разумеется, к такому методу стоит прибегать лишь в крайнем случае, действуя при этом максимально деликатно.

Постарайтесь, чтобы лекарство все же имело приятный вкус, запаситесь достаточным количеством воды, чтобы ребенок смог запить его. Очень удобно разводить препарат жидкостью и вводить в рот с помощью шприца без иголки. Вполне возможно, ребенок поймет, что лекарство оказалось вовсе не противным, и в следующий раз уже будет принимать его без усилий с вашей стороны.

Помогайте, я сдаюсь. Как научить ребенка глотать таблетки, капсулы?

Открыть в приложении

В приложении Вы сможете просмотреть все фотографии этой записи, а также прокомментировать и почитать другие посты автора

Источник: https://ordorealty.ru/nausea/kak-nauchit-rebenka-glotat-kapsuly-slozhnyi-fiziologicheskii/

Как научить ребенка глотать таблетки или капсулы | Фонд Выход, аутизм в России

21.11.17

У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма.

Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом.

Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее.

Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3.

Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний.

Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте.

Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре.

После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение.

Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства.

Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки.

Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно.

Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил.

Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать.

Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки.

Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания.

Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше.

Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным.

Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки.

Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение.

Читайте также:  Контейнеры для хранения грудного молока - какие лучше выбрать?

Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре.

Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти.

Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу.

Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку».

С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение.

Кроме того, вы можете использовать видеомоделирование, то есть записать на видео то действие, которое ребенок должен научиться повторять. (Также смотрите: «Как использовать видео для помощи детям с аутизмом»).

Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре.

Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге.

Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину.

И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех.

Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств.

Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время.

Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства.

Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Воспитание детей с аутизмом

Источник: https://outfund.ru/tabletki03/

Как дать ребенку лекарство: советы психолога

Сразу оговорюсь, что эта статья для родителей обычных (читай – здоровых) детей. В смысле детей, не имеющих тяжёлых хронических заболеваний. Речь о детях, которые периодически болеют ОРЗ, ОРВИ, бронхитом разной степени тяжести, реже пневмонией.

Итак, ребёнок заболел. В период болезни дети становятся более капризными. Почему так? Дело в том, что все силы организма идут на выздоровление и психика становится более уязвимой. Отсюда и капризы. Ничего страшного с ребёнком не происходит. После того, как ребёнок поправится, капризов снова станет меньше. И к одному из капризов можно отнести нежелание ребёнка принимать лекарства.

Ещё пару десятилетий назад проблема нежелания ребёнка принимать лекарства была связана преимущественно с нежеланием глотать горькие таблетки, порошки и сиропы. Нормальное нежелание, правда? Так уж устроен человек. Люди не любят горькое, и ребёнку совсем не хочется испытывать негативные эмоции от ощущения горечи во рту.

  Если ваш ребёнок не принимает таблетки именно потому, что они горькие, то самый простой вариант – обсудить с лечащим врачом альтернативы. На данный момент это точно не составляет никакого труда. Так, если ребёнок плохо пьёт лекарства, то жаропонижающее можно давать ректально. Таблетки успешно заменяются сиропами, каплями, т.

д.

Но бывает и так, что ребёнку выписаны обычные сладкие сиропы, а проблема остаётся. Что же делать и почему ребёнок не хочет пить лекарства? Мой опыт взаимодействия с родителями показывает, что в этом случае чаще всего наблюдается избыточное лечение.

Что такое избыточное лечение, спросите вы? А это значит, что помимо назначений врача с ребёнком проделывают ещё многообразные манипуляции, нередко дублирующие друг друга. Так, ребёнку ставят горчичники, банки, парят ноги, делают растирания, многократно заставляют полоскать горло, промывать нос и дышать над картошкой. И это ещё не весь перечень возможных процедур.

Если вы, уважаемые родители, «обстоятельно» лечите ребёнка, дополняя назначения врача, то с некоторой вероятностью ребёнок уже «залечился». Он устал от многочисленных процедур и поэтому отказывается их выполнять, в том числе и пить назначенные лекарства.

Если ваш ребёнок отказывается пить лекарства, задумайтесь, не похожи ли вы на тех родителей, которые лечат ребёнка без отдыха с утра до ночи. Тогда первым шагом решения проблемы должно стать сокращение медицинских процедур строго до назначенных врачом.

Как научить ребенка глотать таблетки - советы мамам

Итак, мы выполняем лишь назначения врача (никакой самодеятельности!), ребёнку выписаны более-менее приятные на вкус лекарства, но он всё равно капризничает и отказывается их принимать. И снова посмотрите на лекарства, которые вы даёте ребёнку.

Некоторые из них (например, капли) можно растворить в воде, после приёма сиропа можно дать ребёнку вкусный напиток (компот, молоко с медом); если нужно выпить таблетку, обязательно раздавите её, так как маленьким детям трудно глотать капсулу, и после приёма предложите малышу что-то вкусненькое (ложку мёда, например).

С малышами договориться непросто. Их проще отвлечь и во время интересного действия дать лекарства. Например, когда ребёнок смотрит мультфильмы или увлечённо играет со взрослым, то он обычно принимает лекарства, так как не хочет надолго отвлекаться от интересного занятия. С детьми постарше такие приёмчики уже не работают, но зато с ними можно договариваться.

Например, если нужно полоскать горло, а ребёнок делать этого не хочет (действительно, неприятная процедура), то предложите ребёнку выбор. Выбор, который на самом деле таковым не будет: «Ты хочешь полоскать горло ромашкой или раствором жёлтой таблетки (фурацилина)?». Или такой выбор: «Ты будешь пить сироп сейчас или после того, как выпьешь компот?».

Ребёнок выбирает, и вам остаётся лишь дать ему то, что выбрал.

Также дошкольники любят различные истории. Не поленитесь, расскажите ребёнку подробно о его болезни и о том, как действуют лекарственные препараты, которые ребёнок отказывается принимать.

Расскажите о злобных бактериях или вирусах, которые поселились в организме.  О том, как они размножаются и мешают выздоровлению. А зачем нужны таблетки? Таблетки нужны, чтобы победить эти самые злые бактерии и вирусы.

И если не пить таблетки, то, к сожалению, злобные бактерии так и будут жить в организме.

Не забывайте о том, что ребёнку тяжело во время болезни и ему обязательно нужны положительные эмоции.

Поэтому, если ребёнок капризничает, то обязательно, перед тем как пить таблетки, скажите ему что-то приятное, например: «Ты сейчас выпьешь таблетки, а потом я тебе почитаю (поиграем в домино, позвоним бабушке)».

И обязательно похвалите ребёнка за то, что он принял лекарства, несмотря на то что это очень неприятно.

Читать по теме:

Зачем нашим детям «нужны» болезни?

Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/kak-pomoch-rebyonku-prinimat-lekarstva/

Как научить ребёнка принимать лекарства: заставляем ребенка выпить таблетки

Когда ребёнок болеет к беспокойству и волнению за него добавляется проблема лечения. Дети не любят пить лекарства, и иной раз, чтобы уговорить их на это, требуется потратить много терпения и сил.

Самая распространённая сложность в лечении касается приёма таблеток. Как научить ребёнка глотать таблетки? Конечно, существует ряд советов, способных облегчить эту задачу родителям. Ведь обычно именно на них возлагается решение данной проблемы.

Обучение лучше начинать с возраста 3,5 года. В это время с малышом уже можно договориться. Объяснить ему что-то и выслушать его страхи и опасения.

Как ни странно это звучит, но обучение в идеале нужно проводить, когда малыш здоров. В хорошем настроении и при отсутствии больного горла он скорее выполнит то, что вы от него хотите. В качестве обучающего материала можно использовать маленькие витамины. Первые таблетки в жизни малыша не должны быть горькими и крупными:

  • Покажите ребёнку пример, пусть он повторяет все действия за вами. Объясните, что запивать таблетки лучше всего простой водой.
  • Научите малыша правильно размещать таблетку на языке. Надо класть её далеко, но не слишком близко к корню, чтобы не вызвать рвотного рефлекса. Тоже касается, если вы спрашиваете, как научить ребенка глотать капсулы.
  • Объясните, как удобно глотать таблетки, не чувствуя их вкуса, а не разжевывать их. Расскажите, что они будут растворяться в животе, делая всё, чтобы болезнь ушла.

Многие мамы спрашивают, как научить ребёнка пить таблетки целиком. Конечно, лучше всего не делить их на части, если того не требует дозировка. Здесь главное не волноваться родителям. Ведь их волнения передаются и ребёнку. При запивании водой таблетка попадёт именно туда, куда и требуется.

Ваш кроха отлично справился с заданием и проглотил таблетку? Похвалите его! Наградите чем-либо вкусным и расскажите всем родственникам, какой он уже стал взрослый и как теперь легко его будет лечить.

Не забудьте рассказать малышу о том, что пить можно только те таблетки, которые даёт ему мама (папа, бабушка). Подчеркните, что есть таблетки, от которых можно выздороветь, но есть и те, от которых (если принимать их неправильно и без разрешения) можно, наоборот, заболеть.

Как заставить ребёнка пить лекарства

Многие родители пытаются силой влить в своё чадо лекарство. Подобный способ не всегда эффективен, кроха может захлебнуться водой, поперхнуться таблеткой, его может вырвать.

Поэтому специалисты настаивают на положительной мотивации малыша.

Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним.

Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.

После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.

Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/zdorove/kak-nauchit-rebyonka-prinimat-lekarstva/

Ссылка на основную публикацию